Книга возникла из совместной авантюры социологов и людей искусства. Полевых интервьюеров (людей, которые стучатся в квартиры с анкетой, — «здравствуйте, мы проводим опрос общественного мнения...») Дмитрия Рогозина и Анну Ипатову попросили провести тренинг: как задавать незнакомым людям вопросы, в частности — вопросы о смерти. Затем участники тренингов отправились в поле — приставать к информантам с диктофонами. Получалось ловко и не очень, но всегда интересно. Из записанных разговоров собрали аудиопьесу — «спектакль для наушников», который представили на Уральской индустриальной биеннале.
Это была организационная присказка, сама сказка не менее лоскутна (если не сказать хаотична). Книга скроена из методологических рефлексий, специальных сведений о том, что такое веерные матрицы Кордонского и каковы характеристики биографического подхода по Норману Дензину, а также фрагментов самих интервью — о смерти — и размышлений участников проекта. Если переварить хаотичность, то можно понять, что эта работа по способу действия напоминает известное эссе американского композитора Тома Джонсона «В чем суть минимализма?». И там, и здесь содержание практики демонстрируется буквально и по-дзенски — через разворачивание нарратива.
«Разговор о смерти может быть разговором о чем угодно».