Франческо Паоло Де Челья в книге «Вампир. Естественная история воскрешения» исследует феномен вампиризма в Европе XVIII века. На фоне эпохи Просвещения, которая гордилась своей рациональностью, вдруг появляются тревожные известия: в сербских и венгерских деревнях мертвецы восстают из могил и нападают на живых. Газеты публикуют рапорты военных врачей, подписанные столь же достоверно, как юридические акты. Свидетели описывают тела, которые остаются гибкими и розовыми неделями после смерти, шевелят глазами и языком, грызут свой погребальный саван или выходят из могил, чтобы душить соседей.
Де Челья показывает, как «вампирическая паника» превратилась в часть европейской повседневности и вошла в поле зрения философов, богословов и медиков. Например, вера в оживших покойников могла объяснять нежелательную беременность или рождение «неправильных» детей — как пишет Де Челья, в Сербии такому ребёнку могли бы дать фамилию Вампирович. В разных регионах бытовал целый бестиарий: упыри и упырицы, пожиратели савана («нахцереры»), женщины-вампирши, демоны-змеи и драконы, — но постепенно все эти образы сплелись в единый архетип вампира.
Эта история — о страхе смерти, но еще — о политике, религии и границах знания. Вампиризм становился ареной спора между католиками и протестантами, Востоком и Западом, наукой и суеверием. Через сюжеты о «подземных мятежниках» европейцы обсуждали фундаментальные вопросы: где проходит граница между жизнью и смертью? И можно ли воскрешение понять как биологический факт, а не только как религиозное чудо?
Книга полна жутких свидетельств, остроумных наблюдений и неожиданных параллелей: от психофизиологии сна до культурных конфликтов Востока и Запада, от судебных процессов против мертвецов до рождения мифов, которые спустя столетия легли в основу «Дракулы» и современной поп-культуры.
Что внутри книги:
- Исторические хроники: расследования первых «вампирических дел» в Сербии и Венгрии, архивы военных врачей и отчеты о вскрытии тел.
- Фигуры страха: женщины-вампирши, дети-упыри, «живые вампиры» и даже пожиратели савана — целый бестиарий образов, которые населяли воображение Европы XVIII века.
- Культурные контексты: вампиры как наследие османского Востока, как отражение социальных конфликтов, как объект полемики между католиками и протестантами.
- Вампир в фольклоре, литературе и культуре: от ритуалов с чесноком и святой водой до «Дракулы» Брэма Стокера и современной поп-культуры.
- Философский ракурс: что значит «воскрешение» в религии и науке? Почему история о якобы оживших мертвецах так тесно связана с христианским сюжетом Воскресения?