Книга состоит из трех разделов. Первый сосредоточен на масштабных фигурах и значимых явлениях оперного театра XIX века. Это итальянская школа «раннего Отточенто» (Россини, Беллини, Доницетти, Верди), Мейербер, Вагнер, Чайковский. Во втором разделе подробно рассматривается история раннесоветского (1920-30-е годы) оперного театра, от борьбы за сохранение оперного жанра и его институций до безуспешных попыток обретения «советской идентичности» на оперной сцене. Третий раздел обращен к ситуации современного музыкального театра (судьбе жанра, его перспективам, проблемам драматургии, языка, оперной режиссуры и контакта со зрительской аудиторией). Часть статей перепечатывается из научных изданий 1990-2010-х годов, более половины книги составляют новые тексты.