В советском и российском киноведении с давних пор сложилась традиция
исследовать и трактовать историю отечественного кино исключительно как
историю киноискусства. Такой подход более чем правомочен, но
односторонен. Кинематограф куда более сложное
и многосоставное явление, включающее в себя помимо эстетических
политические, организационные, технические, технологические,
производственные и иные аспекты. Именно их взаимосвязь и определяет
траекторию развития кинематографа.
Коллективная монография «Российская кинематография. Очерки истории
киноотрасли (1896–2015 гг.)» является первой в отечественном киноведении
попыткой системного исследования российского кино с позиций истории
киноотрасли. Авторы этого исследования поставили перед собой задачу
рассмотреть историю отечественной кинематографии от момента ее рождения
до наших дней в сложном взаимодействии всех ее основных составляющих
звеньев – управления, репертуарной политики, кинопроизводства,
кинотехники и кинопромышленности, кинофикации и кинопроката, экономики,
зарубежных связей, системы подготовки кадров и др.
Исследование открывает принципиально новый проблемно-тематический
континент для дальнейшей исследовательской работы отечественного
киноведения и уже в этом своем нынешнем виде являет собой вполне
надежную и выверенную карту этого прежде неприступно-заповедного
пространства.
«История российской кинематографии (1917–1940 гг.)» является первой частью данного коллективного исследования.