Далеко не все меломаны знают, что привычный звукоряд современной
фортепианной клавиатуры в свое время считался преступлением против Бога и
природы, а споры о нем занимали таких философов и ученых, как Пифагор,
Платон, да Винчи, Ньютон и Руссо. Начиная со времен античности и вплоть
до века Просвещения соотношения между нотами музыкальной гаммы
воспринимались как ключ к познанию устройства Вселенной. Автор этой
книги, Стюарт Исакофф, доступно и увлекательно рассказывает о спорах и
конфликтах вокруг музыкальных настроек, помещает их в контекст истории
искусства, философии, религии, политики и науки. Изобретение современной
системы настройки, известной как равномерная темперация, поставило под
сомнение представления, незыблемые на протяжении почти двух тысячелетий —
а с другой стороны, привело к появлению великой музыки Бетховена,
Шуберта, Шопена, Дебюсси и других композиторов.