Книга посвящена исследованию взаимодействия новой науки о психологии масс и европейского и русского искусства конца XIX — первых десятилетий XX века. Автор рассматривает как прямые влияния, так и косвенные соприкосновения искусства с социальной мифологией своего времени, различные стратегии использования социальной мифологии в искусстве, различные способы вовлечения искусства в конструирование новых социальных мифов. В центре исследования — психология толп, сформировавшаяся в трудах психологов и социологов (Г. Лебон, С. Сигеле, Г. Тард, Н. Михайловский, В. Бехтерев) и оказавшая существенное влияние на культуру своего времени. Идеи и образы, пришедшие из книг социологов и психологов, получили широкое распространение и стали источником многих изобразительных мотивов, метафор и сюжетов и в литературе, и в изобразительном искусстве.