Представитель замечательной арт-группировки ПГ, писатель, на чьих книгах выросло целое поколение антифашистов, соавтор книги «Ударные отряды против Путина», включенный в федеральный список экстремистских материалов, художник Илья Фальковский последние лет пятнадцать провел между Москвой и Китаем, где он преподает русский язык и культуру в частном университете. По собственному признанию, такое междусуществование позволяет ему «чувствовать себя полностью в каком-то смысле свободным и не иметь никаких устойчивых коннотаций». Китай же для Фальковского — «другой мир»: «чем больше я там нахожусь, тем меньше мне ясно».
Как и предыдущая книга писателя, «Жемчужная река» — о Китае. И если «Володя, Вася и другие» был документальным текстом о культурной революции, то новый роман — произведение художественное, но в нем чувствуется сильный автобиографический элемент. Завязка, впрочем, далека от того, что лично мне известно об авторе: главный герой, русский бизнесмен, попадает за нелепую драку в китайскую тюрьму — на целых девять лет. Параллельной линией протагонист видит странные сны, где он, средневековый путешественник, сражается в Китае. После тюрьмы он возвращается в Россию, чтобы убедиться — прошлой жизни не осталось, и вновь летит в Китай искать новое начало и найти не только любовь, но и объяснение онейрических странностей.
Временами кажется, что Фальковский сложил в бесхитростный рассказ собственные заметки о путешествиях по Китаю — с захватывающими подробностями сдирания ягодиц до мяса при падении с мопеда и описанием коварных соревнований с аборигенами, кто кого перепьет. Однако в сочетании с лирической линией, поданной размеренно и даже чуть остраненно, «Жемчужная река» превращается в достаточно неожиданный для автора текст о непреклонной силе судьбы и загадочной способности ее предугадать.