«Мнимое сиротство: Хлебников и Хармс в контексте русского и европейского модернизма» — попытка подвергнуть художественные произведения, манифесты и жизнетворческие практики первого авангарда непредвзятому рассмотрению, не зависимому как от культа авангарда, так и от сложившейся за столетие инерции его восприятия.
В монографии
проблематизируются природа первого авангарда, легитимность того
уникального места, которое он занял в сегодняшнем литературном каноне, и
масштаб его новаторства. В развитие этой исследовательской программы
прокладываются увлекательные интеллектуальные маршруты от существующих
трактовок прославленных произведений Хлебникова и Хармса — через их
контекстуализацию — к новым. В результате у обоих писателей
обнаруживается богатейшая доавангардная родословная. Драматического пика
анализ творчества Хлебникова и Хармса достигает при обсуждении их
программных жестов разрыва с традицией (вроде бросания Пушкина с
парохода современности). Оба писателя оказываются, сами того не желая,
типичными представителями модернизма, разделяющими со своей эпохой
интеллектуальные моды, сюжеты, мотивы, жизнетворческие и рекламные
стратегии. Их принадлежность к модернизму демонстрируется и в разделе,
посвященном нумерологическому топосу русской литературы. Почерпнув
математический репертуар у современников-модернистов, Хлебников
использовал его для создания своих автомифологем (вроде «Короля
Времени»), на которые затем нетривиальным образом отреагировали такие
модернисты, как Кузмин и Замятин, Мандельштам и обэриуты.