Айзенман сразу же оговаривается: «канонические» не значит «самые лучшие за 50 лет». В книгу вошли те проекты, которые стали переломными если не для мировой архитектуры, то в работе ключевых архитекторов ХХ века. Десять глав книги посвящены десяти проектам:
- Луиджи Моретти: Дом «Иль Джирасоле»
- Людвиг Мис ван дер Роэ: Дом Фарнсуорт
- Ле Корбюзье: Дворец конгрессов в Страсбурге
- Луис Кан: Дом Адлера и Де Вора
- Роберта Вентури: Дом Ванны Вентури
- Джеймс Стирлинг: Инженерный корпус Лестерского университета
- Альдо России: Кладбище Сан-Катальдо
- Рем Колхас: Библиотека Жюссье
- Даниэль Либескинд: Еврейский музей
- Фрэнк Гери: Питер Б. Льюис-Билдинг
Чтобы читатель понял, почему эти проекты канонические, в книге Айзенман учит по-другому смотреть на архитектуру. Он называет это методом «пристального чтения». Автор не описывает последовательно каждую часть объекта, а старается понять идеи, которые содержатся в его физической форме. По Айзенману, изучая архитектуру, нужно «меньше заботиться о том, что видит глаз,— об оптическом — и больше о том, что видит разум,— о визуальном».