Т. Л. Никольская: Мирсконца или театрализация жизни у неофутуристов (филологическая школа) и кубофутуристов

19 Ноя 2018
автор poryadokslov

19 ноября в 19:30 в Порядке слов состоится вторая лекция Татьяны Львовны Никольской из цикла «Театрализация жизни и авангардное поведение. Россия/Грузия, первая половина XX века».

Тема — «Мирсконца или театрализация жизни у неофутуристоа (филологическая школа) и кубофутуристов».

Никольская Татьяна Львовна — литературовед, библиотекарь, мемуаристка, исследовательница русского авангарда. Окончила филологический факультет Ленинградского университета. Публикует научные работы с 1967 г., когда ею совместно с мужем Л. Н. Чертковым была осуществлена первая за более чем 30 лет публикация стихов Константина Вагинова. Никольская — специалист, главным образом, по русской поэзии и прозе 1910-1930-х гг. (Софья Парнок, Сергей Нельдихен, Леонид Добычин, Игорь Терентьев, Илья Зданевич, Александр Туфанов, Юрий Марр и др.), а также по русско-грузинским литературным связям первой трети XX века. Ею подготовлены первые или наиболее полные издания этих авторов. С середины 1990-х гг. публикует также мемуарно-исследовательские этюды о своих современниках.

Владимир Друк. Смыслы букв: от древних пиктограмм до «Звездной азбуки» Хлебникова

18 Ноя 2018
автор poryadokslov

Смыслы букв: от древних пиктограмм до «Звездной азбуки» Хлебникова.

18 ноября в 18:00 в Порядке слов Владимир Друк представит свою поэтическую книгу «АЛЕФ-БЕТ: Формы, числа, номинации» (НЛО, 2018).

Эта поэтическая версия древнейшего еврейского алфавита — первая известная на русском языке попытка передать отголоски богатейших традиций толкования его загадок и тайн. Согласно учениям мудрецов, буквы алеф-бет — это энергетические каналы или «атомы» не только языка, но всего бытия; наш мир был не только создан с помощью этих магических букв, но и живёт по законам их сочетаний. Каждая буква имеет имя, форму, числовое значение и многомерную матрицу смысловых аспектов (номинаций). Погружаясь в них, мы возвращаемся к моменту, когда ещё «ничего не было». Книга следует традициям алфавитной архитектуры духовной и светской поэзии — от Библии и Псалмов, азбучных молитв и алфавитных стихов до попыток поэтов разгадать тайные значения и скрытые свойства букв (В. Хлебников, А. Рембо и другие).

«В „АЛЕФ-Бете“ Владимир Друк разворачивает оригинальный поэтический текст, как текст кабалистического творения мира из букв еврейского алфавита. Без всякой поверхностной мистики и с убедительной простотой тут на наших глазах генезис мира являет себя как писание текста. В „АЛЕФ-Бете“ русская поэзия начинает запоздалое усвоение еще одной фундаментальной для культуры традиции. После греков, фолклора, европейского модернизма, китайцев и японцев в лоно русской поэзии, наверное, впервые проникает величественный миф еврейской кабалы. Книга — событие». (Михаил Ямпольский)

Владимир Друк — известный московский поэт, один из создателей знаменитого клуба «Поэзия», автор нескольких поэтических книг, многочисленных публикаций в российских и международных журналах и антологиях. Дипломант премии «Московский счёт», лауреат премии «Русская Америка». Стихи переведены на более чем 15 языков. С 1994 года живет в США, является создателем и редактором мультимедийного издательства Textonica.

«Петров-Водкин: в центре Жизни Жизней». К 140-летию со дня рождения художника

08 Ноя 2018
автор poryadokslov

8 ноября в 19:30 в Порядке слов состоится презентация сборника «Петров-Водкин: в центре Жизни Жизней», вышедшего в издательстве «АРКА», приуроченная к 140-летию со дня рождения К. С. Петрова-Водкина.

«В центре Жизни Жизней» — слова из дневника К. С. Петрова-Водкина, которые отражают суть книги, посвященной его жизни в послереволюционную эпоху. Сборник материалов включает в себя уникальный дневник Петрова-Водкина «История одного рождения», полный вариант воспоминаний дочери художника Е. К. Дунаевой «Прикосновение к душе», воспоминания Л. Л. Урлауба о своем друге Петрове-Водкине и воспоминания В. А. Пушкарева о «втором открытии» художника в середине шестидесятых годов. В книгу включены статьи искусствоведов С. М. Даниэля и Н. П. Хмелевой о творчестве художника в 1920-е — 1930-е годы, тексты интервью и выступлений самого художника, в которых он подробно рассказал о своем творчестве, об отношении к искусству и жизни. Книга богато иллюстрирована; кроме широко известных работ мастера, приведены десятки архивных рисунков и набросков, а также множество редких фотографий.

Материалы и документы о жизни и творчестве отца долгое время собирала Елена Кузьминична Дунаева. После ее смерти поиски и работу продолжили внучка Кузьмы Сергеевича Зинаида Павловна Барзилович и ее муж, составитель книги Александр Владимирович. Вместе с научным редактором издания Любовью Юрьевной Прохоровой они примут участие во встрече, расскажут о книге, ответят на вопросы читателей.

Круглый стол: ​Что значит быть материалистом сегодня?

04 Ноя 2018
автор poryadokslov

4 ноября в 19:30 в Порядке слов состоится круглый стол «Что значит быть материалистом сегодня?».

После почти двух десятилетий «материалистического поворота» в современной философии старый спор между материализмом и идеализмом остался только в советских учебниках по истории философии: в той или иной степени все стали материалистами. Однако исчезновение идеализма привело не к исчезновению спора, а к смещению линии полемики. Вместо спора между материализмом и идеализмом сегодня мы уже имеем дело со спором внутри самого материализма. Диалектический материализм Алена Бадью и Славоя Жижека, спекулятивный материализм Квентина Мейясу, пост-делезовский материализм Джейн Беннет и Карен Барад, трансцендентальный материализм Рэя Брасье — между этими современными материалистическими проектами гораздо больше различий, чем сходств. На нашем круглом столе мы обсудим основные линии разлома внутри современного материализма и попробуем понять, что означает термин «материя» сегодня.

Участники круглого стола: Антон Сюткин, Валерия Левчук, Максим Ни, Дмитрий Жуков и Мария Кочкина.

Фотография из журнала Radical Philosophy.

Невиданное кино: «Скольжение» Збынека Брыныха

28 Окт 2018
автор poryadokslov

28 октября в 19:30 в Порядке слов в цикле Невиданное кино Алексей Гусев покажет картину Збынека Брыныха «Скольжение».

В 1960-м, за три года до фильма Войтеха Ясного «Вот придёт кот», задавшего тональность чешской «новой волне», куда менее прославленный режиссёр Збынек Брыных уже построил свой фильм «Скольжение» на образе цирка как глобальной метафоре, ключевой для рефлексии о чешском обществе. Продолжающее вроде бы классическую кинотрадицию, восходящее к цирку Шёстрёма и Офюльса, чёрно-белое «Скольжение» одновременно с тем возвещает безжалостную яркость наступающего десятилетия — прежде всего, благодаря едкой энергии сценария, написанного великим Павлом Когоутом. Это ещё не «новая волна», не шестидесятые, не Хитилова и не Форман, — это вдох, сделанный прошлым перед прыжком в будущее. Глубокий, резкий, бесповоротный.

Опиши, что ты видишь: «Солнце в листве айвового дерева» Виктора Эрисе

27 Окт 2018
автор poryadokslov

27 октября в 19:30 в Порядке слов в цикле «Опиши, что ты видишь» Вика Смирнова прочтет лекцию о документальном фильме Виктора Эрисе «Солнце в листве айвового дерева» (1992, Испания, 140 мин.).

В фильме В. Эрисе есть время художника и время модели. Первый остаётся художником, пока существует во времени рисования (реального и или мысленного), извлекая возможность письма из хрупкого состояния диалога с природой (с конкретной айвой, посаженной и изученной). Айва же перестаёт быть моделью и становится только плодом — уютно лежащим в ладони, источающим запах, издающим еле слышимый треск.

У Лопеса пейзаж подчиняется времени года (положению солнца, коротким мгновениям раннего утра) и субъективному времени автора (его внутренней истории вдохновения, некой церебральной способности восприятия, помысленной в самом отказе от продолжения письма).

Мария Нестеренко: «1917 год. Женский взгляд: за и против»

26 Окт 2018
автор poryadokslov

26 октября в 19:30 в Порядке слов пройдёт лекция Марии Нестеренко «1917 год. Женский взгляд: за и против».

Великая октябрьская революция до сих пор вызывает споры, но в нашей лекции речь пойдет о том, как восприняли это событие женщины, и как они зафиксировали свои чувства и мысли в дневниках и художественных произведениях. В центре лекции два романа: «Одеяло из лоскутьев» Любови Копыловой и «Аничкина революция» Натальи Венкстерн. Героиня Копыловой. В качестве «обрамления» будут использованы дневники и воспоминания: от простых до дневников партийных деятельниц.

О лекторе: Мария Нестеренко — докторант PhD (Тарту), постоянный автор сайта «Горький» и ответственный редактор «Ѳ» — серии, посвященной забытой женской прозе.

Фотография Дарьи Ширяевой.

Лакан-ликбез: «Речь и торможение»

23 Окт 2018
автор poryadokslov

23 октября в 19:30 в Порядке слов в рамках цикла Лакан-ликбез Александр Смулянский прочтет лекцию «Речь и торможение».

Заговоривший субъект приобретает иллюзию, что его речь представляет собой нечто от сообщения неотделимое. Рассматривать ее как объект он не склонен. Тем не менее, объектная функция речи предзадана, и в своих манипуляциях с высказыванием субъект это то и дело обнаруживает, ярким примером чего оказывается явление торможения в той области, где речь становится средством достижения признания.

Презентация книги Кирилла Кобрина «На руинах нового»

20 Окт 2018
автор poryadokslov

20 октября в 19:30 в Порядке слов пройдет презентация книги Кирилла Кобрина «На руинах нового», вышедшая в издательстве Ивана Лимбаха.

«На руинах нового» — сборник эссе, исследующих природу модерности, механизмы памяти, меланхолию уходящей эпохи. Кобрин пишет об устройстве некоторых книг, известных или же несправедливо забытых, из которых эта эпоха была сделана. Пертурбации с черепом автора трактата XVII века о погребальных урнах; лондонские благотворительные лавки, где заканчивают свой век еще недавно волновавшие публику сочинения; яростный мизантроп Свифт, брезгливый мизантроп Владимир Сорокин; Владимир Ленин, Франц Кафка, Томас Манн, Хорхе Луис Борхес, Александр Кондратов и другие создатели нашего культурного обихода.

Кирилл Кобрин — писатель, журналист, специалист по британской истории. С 2000 по 2006 год — член редколлегии журнала «Новое литературное обозрение», с 2006 года — редактор журнала «Неприкосновенный Запас». С 2009 по 2012 год исполнял обязанности главного редактора «Русской службы радио «Свобода». Лауреат премий журналов «Новый мир» и «Октябрь» за критику и эссеистику. В 2009–2011 годах член жюри литературной премии «НОС». Вместе с Андреем Левкиным создатель и соредактор литературно-художественного сайта Post(non)fiction.

Вечер панк-зинов и стихов

19 Окт 2018
автор Дарья

19 октября в 19:30 в Порядке слов состоится вечер панк-зинов и стихов. В программе вечера — презентация поэтических сборников Роберта Палмера и Марины Маргарины «Улыбка Джоконды, приговоренной к расстрелу» и сборника Насти Васильевой и Димы Стрелкова «Чужими Молитвами», чтения и концерт группы «37». Специально к вечеру готовится еще один поэтический зин - «Рикки-Тикки-Тави против капитализма» Роберта Палмера.

«„Улыбка Джоконды, приговоренной к расстрелу“ — Это длинный трип, возвращение к самому себе, поиск друзей в комнате с 4 углами и серыми стенами. Под кустами валяется Сэм Бэккет, по барам шатаются Сартр и Воннегут, а Ульрика Майнхоф смотрит на нас с укором. Искусство погибло, но его даже некому отпеть, поэтому остается только улыбаться»

«„Чужими Молитвами“ Когда выходишь на улицу, не забудь дорогу домой, не потеряй рассудок, не торопись с выводами, не слушай чужих разговоров, не смотри, не говори с ними. Иначе впитаешь в себя все безумство проходящих людей, станешь частью этого, слетишь с катушек. Не справишься и через мгновение они — это ты. Какой выход?
Протереть ноги, встряхнуть руки, промыть рот и выплеснуть застрявший ком на бумагу, в музыку, в любое другое окно, но главное выйти чистым и при возвращении не запачкаться».


На картинке - иллюстрация Марины Маргарины на стихи Маяковского

Недавнее