Мы продолжаем делать все, что делали и раньше, а так же делаем то, чего раньше не делали. Мы думаем вместе с вами, выпиваем и слушаем музыку вместе с вами, вместе с вами читаем книги. В онлайн-лекторий нам удалось (хронотоп сейчас иной) позвать тех, кого мы давно не видели, а еще тех, кто у нас никогда не был. Получается интересно — до конца мая, например, у нас выступят Михаил Ямпольский, Дмитрий Мамулия, Алиса Таёжная, Александр Долинин, Андрей Зорин (и это еще не все). К тому же мы всегда хотели открыть небольшую рюмочную под названием «Стопка книг» — и вот мы ее пусть и онлайн, но все-таки открыли. А еще открыли никогда не лишний в старомодном книжном магазине читательский клуб «Пример интонации», где обсуждаем (с разными умными людьми) книги в коротком жанре (подготовка для этого клуба не нужна, потому что короткий жанр озвучивает артист Алексей Агранович).
РАСПИСАНИЕ ОНЛАЙН-ЛЕКТОРИЯ ПОРЯДКА СЛОВ
Инструкция по использованию платформы Zoom:
1. Заранее скачайте клиент по ссылке https://zoom.us/download
2. За час до лекции вы получите на указанный вами email письмо со ссылкой, id и паролем. Кликните на ссылку, введите в открывшемся окне ваше имя и вы окажетесь на онлайн-лекции. Если программа запросит id и пароль, введите их.
3. Во время лекции у всех участников, кроме лектора и модератора, будут выключены видео и звук. После лекции можно будет задать лектору вопросы в чате, мы их обязательно озвучим.
4. После лекции мы разошлем ее всем участникам.
5. В случае возникновения вопросов пишите на ari4ikaarima@gmail.com
16 декабря, в среду, в 20:00 онлайн-лекторий Порядка слов будет вести трансляцию с открытия квартирной выставки живности Полины Заславской и презентации поэтического сборника Александра Скидана, который вышел в нашем издательств этой осенью. В программе — вернисаж и поэтические чтения.
Событие пройдет онлайн на платформе Zoom. Также мы будем вести онлайн-трансляцию на youtube-канале Порядка слов. Участие бесплатное / количество мест ограничено / необходима регистрация: https://poryadok-slov-event.timepad.ru/event/15063...
Тушки рыб выписаны предельно реалистично и подробно, мы видим переливчатые туманности их хрящевых прослоек, челюстных костей и жаберных дуг, мышечные сегменты, выпущенные внутренности, прожилки, желчь. Можно, кажется, почувствовать специфический резкий запах освежеванной плоти, а стеклянный глаз с обсидиановой бусинкой зрачка — потрогать, настолько все в этой акварельной серии живое и сочное. Понятно, что ждет их в ближайшем будущем: кухонный нож, разделочная доска, приправы, противень, газовая плита (или печь). Верх эстетизма! Но странное дело: чистый белый фон, занимающий огромную часть в большинстве работ, наделяет изображение тревожной метафизической двойственностью, глубину которой осознаешь не сразу; пустота здесь не обволакивает, не обступает, а «вырезает», изымает рыб из привычного — бытового ли, утилитарного, естественнонаучного или природного — контекста, лишает их реалистичности (точнее было бы сказать, «укорененности» в реализме, в той узнаваемой объемно-предметной среде, что создает в живописной традиции «эффект реальности»). Рыбы словно бы парят в безвоздушном пространстве, в состоянии невесомости — под стать космическому мусору, техногенным отбросам, денно и нощно вращающимся по околоземной орбите. Отработанный материал. Выпотрошенные знаки христианской цивилизации (рыба, как известно, образ Спасителя). Здесь впору заговорить о тварности, о мученическом пути этих существ. Мы поедаем их плоть. Полина Заславская рисует эту плоть на грани ее необратимой трансформации-разложения, превращения в пищу — как иероглиф причастия, приобщения одного животного вида к другому, их жертвенного смешения. Не случайно на одной из самых больших по размеру и впечатляющих работ с говорящим названием «Семья» осьминог обвивает обнаженную женскую спину, «висит» на ней, как висят на матерях младенцы (или по-другому: так матери носят своих детей на спине). Сие есть тело мое. Подвешенный «эффект реальности», не отменяющий в то же время филигранный физиологизм прорисовки потрошенных рыб, — и приостановленная на мгновение работа смерти; изъятая из круговорота пищевой цепочки голая животная жизнь — и экранированный «ритуальный» фон: между этими полюсами оказывается подвешен — разрывается — и взгляд зрителя, взгляд, угадывающий в образах немой твари тело славы.
Стихи из новой книги Александра Скидана «Контаминация» также, хотя и по-другому, преподносят взгляду (и слуху) потрошенные тушки культурных смыслов. И также, хотя и по-другому, у этой игры с эстетическими кодами и их подвешиванием здесь есть второй и третий план (планы). Оба автора работают с изъятием-вычитанием как основополагающей процедурой. Для обоих свободное парение отсеченных от органического целого или узнаваемого контекста объектов отсылает к опыту membra disjecta и одновременно — к недовоплощенности любой традиции. Объединение акварельной серии и поэтической дикции в одном пространстве уже по-своему является контаминацией. Тем труднее от такого удвоения отказаться.
Проект реализуется победителем конкурса «Общее дело» благотворительной программы «Эффективная филантропия» Благотворительного фонда Владимира Потанина