Подтвердите свой возраст
ИЛИ
Чтобы просматривать некоторые материалы сайта, вы должны подтвердить, что вам исполнилось 18 лет.
Интернет-магазин +7 (931) 252-92-60
16 декабря, в среду, в 20:00 онлайн-лекторий Порядка слов будет вести трансляцию с открытия квартирной выставки живности Полины Заславской и презентации поэтического сборника Александра Скидана, который вышел в нашем издательств этой осенью. В программе — вернисаж и поэтические чтения.
Событие пройдет онлайн на платформе Zoom. Также мы будем вести онлайн-трансляцию на youtube-канале Порядка слов. Участие бесплатное / количество мест ограничено / необходима регистрация: https://poryadok-slov-event.timepad.ru/event/15063...
Тушки рыб выписаны предельно реалистично и подробно, мы видим переливчатые туманности их хрящевых прослоек, челюстных костей и жаберных дуг, мышечные сегменты, выпущенные внутренности, прожилки, желчь. Можно, кажется, почувствовать специфический резкий запах освежеванной плоти, а стеклянный глаз с обсидиановой бусинкой зрачка — потрогать, настолько все в этой акварельной серии живое и сочное. Понятно, что ждет их в ближайшем будущем: кухонный нож, разделочная доска, приправы, противень, газовая плита (или печь). Верх эстетизма! Но странное дело: чистый белый фон, занимающий огромную часть в большинстве работ, наделяет изображение тревожной метафизической двойственностью, глубину которой осознаешь не сразу; пустота здесь не обволакивает, не обступает, а «вырезает», изымает рыб из привычного — бытового ли, утилитарного, естественнонаучного или природного — контекста, лишает их реалистичности (точнее было бы сказать, «укорененности» в реализме, в той узнаваемой объемно-предметной среде, что создает в живописной традиции «эффект реальности»). Рыбы словно бы парят в безвоздушном пространстве, в состоянии невесомости — под стать космическому мусору, техногенным отбросам, денно и нощно вращающимся по околоземной орбите. Отработанный материал. Выпотрошенные знаки христианской цивилизации (рыба, как известно, образ Спасителя). Здесь впору заговорить о тварности, о мученическом пути этих существ. Мы поедаем их плоть. Полина Заславская рисует эту плоть на грани ее необратимой трансформации-разложения, превращения в пищу — как иероглиф причастия, приобщения одного животного вида к другому, их жертвенного смешения. Не случайно на одной из самых больших по размеру и впечатляющих работ с говорящим названием «Семья» осьминог обвивает обнаженную женскую спину, «висит» на ней, как висят на матерях младенцы (или по-другому: так матери носят своих детей на спине). Сие есть тело мое. Подвешенный «эффект реальности», не отменяющий в то же время филигранный физиологизм прорисовки потрошенных рыб, — и приостановленная на мгновение работа смерти; изъятая из круговорота пищевой цепочки голая животная жизнь — и экранированный «ритуальный» фон: между этими полюсами оказывается подвешен — разрывается — и взгляд зрителя, взгляд, угадывающий в образах немой твари тело славы.
Стихи из новой книги Александра Скидана «Контаминация» также, хотя и по-другому, преподносят взгляду (и слуху) потрошенные тушки культурных смыслов. И также, хотя и по-другому, у этой игры с эстетическими кодами и их подвешиванием здесь есть второй и третий план (планы). Оба автора работают с изъятием-вычитанием как основополагающей процедурой. Для обоих свободное парение отсеченных от органического целого или узнаваемого контекста объектов отсылает к опыту membra disjecta и одновременно — к недовоплощенности любой традиции. Объединение акварельной серии и поэтической дикции в одном пространстве уже по-своему является контаминацией. Тем труднее от такого удвоения отказаться.
Проект реализуется победителем конкурса «Общее дело» благотворительной программы «Эффективная филантропия» Благотворительного фонда Владимира Потанина