04 Авг 2019
автор
4 августа в 19:00 в Порядке слов состоится вторая встреча в рамках лектория «Сьерамадре» журналиста и политолога Егора Сенникова и кинокритика Никиты Смирнова. Задача лектория — рассказать о том, как кинематограф реагирует на значительные общественно-политические события, а порой и влияет на них. Проект осуществляется при поддержке самиздата «Батенька, да вы трансформер!»
Вторая лекция будет посвящена отражению ядерной угрозы в фильмах 1940-х — 1980-х годов. Гриб ядерного взрыва — среди самых сильных визуальных образов, сотворенных человеком. Уже в 1946 году, после взрывов в Хиросиме и Нагасаки, кинематограф пытается обуздать атомную энергию, включая ее в жанровые каноны, социальные драмы, притчи и, разумеется, пропагандистские ролики. Так, «Начало конца» (1947) пыталось обосновать бомбардировки Японии гуманистическими целями. А «Плащ и кинжал» Фрица Ланга (1946) не сумел предостеречь американского зрителя о ядерной угрозе — сценариста уличили в симпатиях к коммунистам, и финал решено было перекроить. К теме ядерной угрозы обращались Стэнли Крамер, Сидни Люмет и Стэнли Кубрик, Майк Николс, Константин Лопушанский и Татьяна Лиознова. К 1980-м посыл эти фильмов стало невозможно игнорировать: телефильм «На следующий день» в 1983 году смотрит президент США Рональд Рейган, а в 1987-м берется показать советское Центральное телевидение.
После лекции состоится показ фильма «Военная игра» Питера Уоткинса 1965 года. Выдающийся английский критик Кеннет Тайнен назвал его «возможно, самым важным фильмом в истории».