Интернет-магазин +7 (931) 252-92-60

Лекция Павла Арсеньева «Коллапс руки: производственная травма письма и инструментальная метафора метода»

03 Мар 2017
автор

3 марта в 19.30 в Порядке слов состоится презентация нового курса «Ридинг-группа по прагматической поэтике» Павла Арсеньева и вводная лекция «Коллапс руки: производственная травма письма и инструментальная метафора метода».

В одном из своих сочинений Мишель Лейрис грезит книгой-поступком: «Написать книгу, которая была бы поступком, ...в отношении самого себя.... Поступок в отношении других людей, поскольку было очевидно, что, невзирая на мои риторические предосторожности, другие будут смотреть на меня совсем не так, как до публикации этой исповеди. Поступок, наконец, в литературном плане». Философия письма, приравниваемого к поступку, не может не напомнить о Михаиле Бахтине и его проекте металингвистики, исследующей речевые жанры, а также o Джоне Остине и его «действиях, совершаемых при помощи слов». На пересечении методов двух этих исследователей языкового действия основана интуиция прагматической поэтики, которая разрабатывается в рамках работы одноименного семинара с 2012 года (в 2014 был выпущен одноименный выпуск Транслит со статьями участника семинара).

Наконец то, что будет интересовать нас в ходе авторского курса не только и не столько момент акта (посредством) письма, но то, как жестикуляционно протекает и переживается этот акт, а также то, какие инструменты и материальность в этот жест вовлекаются (или его провоцируют), то, к каким последствиям (зачастую — травматическим) эти медиа-антропологические ансамбли приводят. Так, абстрактной потребностью в совершении акта дело не ограничивается и у Лейриса: он описывает и материально-инструментальную оснастку такой практики, в ходе которой «при каждом прикосновении огненного пера корежилась и пылала бумага».

На пересечении индивидуального жестякуляционного фантазма и наличной материальности письма конкретной исторической эпохи возникает всегда гетерогенный и нестабильный инструмент или аппарат письма. В вводной лекции будет предложено краткое теоретическое обоснование такой модели приравнивания инструментов письма к различным орудиям (и соответствующим действиям), а на следующих лекцих (примерно раз в месяц) будет проанализировано несколько конкретных кейсов таких инструментальных ассамбляжей и то, какого рода переговоры, уступки и конфликты (поломки и травмы) разворачиваются между материальностью и антропологией письма.

В дальнейшем планируется разбор конкретных текстов с позиций прагматичекой поэтики (В. Волошинов, Т. де Дюв, Ф. Реканати, Дж. Х. Миллер, С. Зассе, Ю. С. Степанов, Б. Латур, Р. Шустерман, Ж.-П. Кометти и другие).


Недавнее