29 декабря в 19.30 Александр Скидан представит свою книгу «Лит.ра: избранные фб-записи (2013—2020)» («Новое литературное обозрение», 2022).
В презентации также примут участие Екатерина
Захаркив и Денис Ларионов (онлайн), Никита Сунгатов и Сергей Финогин (офлайн)
Петербургский поэт и литературный критик Александр Скидан ставит в своей новой книге жанровый эксперимент на основе собственной Facebook-страницы: машинный алгоритм чередования своих и чужих записей здесь скрещивается с «приложениями», которые традиционно считаются периферией литературного творчества: заметками на случай, рабочей тетрадью, дневниками. Возникающая конструкция обретает собственный объем, растет и ветвится, подобно амфитеатру заброшенной каменоломни — и наблюдение за этим завораживает.
Александр Скидан родился в
Ленинграде в 1965 году. Автор
более десятка книг, в том числе романа «Путеводитель по N» и сборника стихов «Контаминация» (2020). Переводил
современную американскую поэзию и прозу,
теоретические работы по литературе, искусству,
политической философии. Лауреат Премии Андрея Белого
(2006), стипендиат Фонда Иосифа Бродского
(2018). Участник группы «Что делать». Редактор
отдела «Практика» в журнале «Новое литературное обозрение».
Александр Скидан является продолжателем концептуалистской
поэтики в поэзии, но в своих критических текстах ему еще и удается сделать
почти невозможное – показать, как работает концептуальная поэтика современной
культуры на чувственном уровне.
Кети
Чухров
В том, что делает Александр Скидан, очень важно для
меня чувство неотчуждаемого, бескомпромиссного достоинства языка, письма,
литературы. Обнаруживающего, укрепляющего себя всякий раз не столько в
традициях прошлого, сколько в разрывах будущего. И, соответственно, требование
сходного достоинства для каждого из нас, пишущего или читающего, здесь и
сейчас, в этот самый момент.
Юрий Лейдерман
Александр Скидан – явление для современной русской
литературы уникальное. В нем рациональность тонкого аналитика и
беспристрастного критика сочетается с изысканным поэтическим чутьем. После
Серебряного века (Андрея Белого, Вячеслава Иванова, Мандельштама) комбинация
теоретика и поэта в одном лице почти исчезла из русской литературы. У Скидана
между миром критики, умственной игры и миром поэзии существует грань, не
допускающая прямого вторжения аналитической концепции в поэзию. Но определить,
где эта грань проходит, нелегко. Игра
цитатами, обостренное чувство филологической конструкции тут явно налицо. Но
эта подкожная филология вдруг исчезает, обнаруживая незабываемое лицо
подлинного поэта.
Михаил Ямпольский