Интернет-магазин +7 (931) 252-92-60

А. Артамонов: Обратная связь в производственных драмах эпохи застоя: советский субъект и противоречия плановой экономики в кино

16 Июл 2019
автор


16 июля в 19:30 в Порядке слов
с докладом «Обратная связь в производственных драмах эпохи застоя: советский субъект и противоречия плановой экономики в кино» выступит Алексей Артамонов. В дискуссии о производственной драме также примут участие Дмитрий Голынко и Дмитрий Жуков.

Производственная драма (или производственный фильм) — жанр, неразрывно связанный с вопросом о наличии и месте безусловных универсальных идеалов коммунистического общества. В 30-е годы, когда производственный фильм выделяется в отдельный жанр и формируется его канон, источником и гарантом этих идеалов был единый центр. В период позднего социализма единый гарант утрачен, его место занимает безличное общее знание, необходимым условием которого является его научность. В производственном кино оно воплощается в экономическом плане.

В 70-80е годы, когда, после постановления ЦК КПСС о «О мерах по дальнейшему развитию советской кинематографии», сам кинематограф оказывается все больше подчинен тематическому планированию, а режиссеры в художественном отношении все чаще напоминают не авторов-модернистов, а оперирующих образами хозяйственников-бюрократов, жанр производственной драмы достигает своего наивысшего развития. С точки зрения партии, производственные фильмы были призваны продемонстрировать модернизацию общества и экономики, основанную на научных достижениях и расчетах так же, как и на личной этической принципиальности его героев. И, тем самым, на новом историческом витке утвердить универсальные социалистические идеалы и обеспечить зримый доступ к ним членам советского общества. В действительности же производственные драмы нередко вскрывали неразрешимость некоторых противоречий плановой экономики и демонстрировали непреодолимые разрывы между научным знанием и административно-командной системой управления. В докладе будут рассмотрены некоторые ключевые в данном контексте фильмы, а также показано, что кинематографическая репрезентация этих разрывов обратной связи играла ключевую роль в формировании советского субъекта периода застоя и коммуникативных образов эпохи.

Недавнее