В исследовании по иконографии плаката Лазаря Лисицкого «Клином
красным бей белых» впервые предпринята попытка всестороннего анализа
этого хрестоматийного произведения ранней советской эпохи. Повествование
разворачивается, следуя путем авангардного искусства: от футуризма к
беспредметности и новой знаковой системе. Обширный иллюстративный
материал убедительно показывает, что круг и клин были важнейшим
формальным мотивом 1920-х годов. И если «Витрувианский человек» Леонардо
да Винчи — своеобразная эмблема эпохи Возрождения, то для авангарда
такой эмблемой стал клин, врезающийся в круг. Устойчивость этой
комбинации в русском искусстве 1910-1920-х убеждает в том, что
революционность графически изображалась именно так. Геометрия простейшим
образом отражала борьбу стихий, абстрактная форма становилась
символической. Плакат «Клином красным…» связан со многими явлениями в
авангардной культуре. Вокруг него возникает множество имен — художников,
поэтов, мыслителей, политиков.
Автор:
Козлов Д.В.
Год:
2016
Город:
СПб.
Издательство:
Европейский университет в Санкт-Петербурге
ISBN:
ISBN:5-94380-207-2
Издательство:
Год:
2016