Презентация изданий Госфильмофонда: «Киноведческие записки», «Плачьте, но снимайте!», «Создатели фронтовой кинолетописи»

16 Ноя 2018
автор poryadokslov

16 ноября в 18:30 в Порядке слов в рамках VII Санкт-Петербургского международного культурного форума состоится презентация изданий Госфильмофонда России, который в этом году отмечает свое 70-летие. В презентации примут участие авторы книг, а также киновед, консультант Госфильмофонда России, художественный руководитель фестиваля архивного кино «Белые столбы» Петр Багров.


Презентация нового номера журнала «Киноведческие записки».

«Киноведческие записки» — главный в стране историко-теоретический журнал, посвящённый вопросам киноискусства — не выходил три года. Теперь выпуск номеров возобновился. Тема нового 111-го номера — киноархивы. Значительная часть материалов посвящена Госфильмофонду России: это воспоминания представителей разных поколений сотрудников, статьи 1960-х, когда сформировалась своеобразная «Белостолбовская школа киноведения», публикации из архива. Большая подборка документов с комментариями Наума Клеймана посвящена фильму с одной из самых сложных архивных судеб — «¡Que viva Mexico!» Сергея Эйзенштейна. Текстологические принципы реконструкции фильмов, сформировавшиеся в разных странах, рассматриваются в статьях киноведов из Госфильмофонда и их коллег из Германии, США, Чехии, Нидерландов и других стран. Отдельная тема номера — утраченные и вновь обнаруженные фильмы. По результатам опроса ведущих историков кино составлен список сотни наиболее значимых потерь за всю историю русского/советского кино. И, как бы в ответ на это, публикуется статья о картинах, обнаруженных в Госфильмофонде за последнее десятилетие.

Номер представит Петр Багров, художественный руководитель фестиваля архивного кино «Белые Столбы», консультант Госфильмофонда России.


Презентация книги «Плачьте, но снимайте!».
Автор-составитель Валерий Фомин при участии Владимира Михайлова и Варвары Ждановой, составление указателя — Тамара Сергеева.

«Плачьте, но снимайте!» — первая публикация монтажных листов операторов, снимавших на фронтах Великой Отечественной войны. Монтажный лист — это запись того, что удалось заснять оператору за определённый промежуток времени. С указанием места и даты съёмок, фронта, людей, которые попали в кадр: солдат, офицеров, местных жителей. По этим документам — и только по ним — можно понять, что конкретно каждый оператор снимал на фронте. До сих пор авторы многих кадров военной хроники — в том числе, и канонических — были неизвестны не только широкому зрителю, но и специалистам. Эта книга помогает восстановить справедливость. Книга снабжена уникальным справочным аппаратом, содержащим сведения обо всех людях, чьи имена упомянуты в монтажных листах.

Валерий Фомин — известный российский киновед, историк кино. Действительный член киноакадемии «Ника». Лауреат премий Союза кинематографистов, Гильдии киноведов и кинокритиков, фестиваля «Белые Столбы».


Презентация книги Александра Дерябина «Создатели фронтовой кинолетописи».

Уже в первое послевоенное десятилетие историки и киноведы пытались составить полный список сотрудников фронтовых киногрупп — операторов, звукооператоров, режиссёров. До недавнего времени называлось и приблизительное общее количество — «около 260». Книга Александра Дерябина кардинально меняет наше представление о составе фронтовых киногрупп. Здесь представлены полные биографии и фильмографии 415 кинематографистов, снимавших на фронтах Великой Отечественной. Многие биографии опубликованы впервые, все фильмографии уточнены и дополнены. Публикуются и фотографии кинематографистов — в тех случаях, когда их удалось разыскать. Мы впервые можем увидеть лица тех, кто запечатлел войну: до выхода этой книги большинство из них были лишь фамилиями в титрах.

Александр Дерябин — киновед, историк кино. Лауреат премий Гильдии киноведов и кинокритиков, фестиваля «Белые Столбы». Награжден почетной медалью фестиваля «Дни немого кино» в г. Порденоне.

Недавнее