Павел Арсеньев. «Искусство творительного падежа: прагматика и медиалогия художественной мобилизации»

31 Май 2018
автор poryadokslov

31 мая в 19:30 в Порядке слов в рамках цикла встреч, посвящённых юбилею майских событий 1968 года, Павел Арсеньев выступит с докладом на тему «Искусство творительного падежа: прагматика и медиалогия художественной мобилизации».

Со времен октябрьской мобилизации поэтов до времен красного мая, начавшегося с протестов «детей синематеки», повторяется одна и та же грамматическая фигура, свидетельствующая о переходе искусства в некоторое новое состояние. Эта фигура охватывала одновременно как характер знака, модус действия семиотического актора и его отношения с миром, так и характер производственной практики, способ материально-технической организации искусства. Маяковский призывал «писать не о войне, а войной», а Годар «снимать не политическое кино, а кино политически». В обоих случаях мы имеем дело с переходом инициативы от репрезентативного режима и жанровой предикации искусства к некой его форме вовлеченности в действие, которая выражается творительным падежом и наречием. Восставшее против своего традиционного агрегатного состояния искусство обнаруживало на месте материала и жанровой принадлежности способ действия. Такое деятельностное измерение обнаруживало измерение акта, жеста и — в пределе — инструмента в искусстве, которое можно называть прагматическим и которое объединяет вопросы философии языка и вопросы политики в одном организационно-техническом ансамбле.

На примере cinétracts 68-го года и кино-листовок с Nuit Debout, текстов Маяковского и 2H Company мы проследим развитие этой грамматико-политической фигуры и обсудим релевантность ее для современного российского искусства и политики.

Павел Арсеньев — поэт, художник, теоретик. Главный редактор литературно-критического альманаха «Транслит». Лауреат премии Андрея Белого (2012). Стипендиат факультета искусств Лозаннского Университета (2013–2014), докторант Университета Женевы (с 2017 года).

[Фотография Маши Ивасенко]

Недавнее