Невиданное кино: «Стамбульская миссия» Сэма Вуда

25 Фев 2018
автор Дарья

25 февраля в 19:30 в Порядке слов в цикле Невиданное кино Алексей Гусев покажет фильм Сэма Вуда «Стамбульская миссия» (1934).

Голливудское кино тоже бывает невиданным, — особенно то, что было снято в первой половине 30-х. Марлен Дитрих в 31-ом и Грета Гарбо в 32-ом дали безупречный ответ на вечный голливудский вопрос: как обосновать саму возможность присутствия таких неземных созданий, как кинозвёзды, в сколько-нибудь земном сюжете? Ответ прост: тут они — шпионки. В 1934-ом ещё одна звезда, Мирна Лой, наделённая не менее немыслимой внешностью, подхватывает ту же эстафету и впервые воплощает на экране легендарную Мадемуазель Доктор. Возможно, «Стамбульская миссия» Сэма Вуда — не бог весть какой образец шпионского жанра. Однако киногения звезды не просто с лихвой искупает скучноватое прилежание режиссуры, но становится подлинным сюжетом фильма, гарантируя изображению пластическое совершенство, зрителям же — эйфорию прикосновения к невозможному. Ибо когда речь заходит о лице Мирны Лой, «невозможное» — самый точный из эпитетов.

Презентация книги Владимира Беляева «Ничего не объясняющие фрагменты прекрасного»

23 Фев 2018
автор Дарья

23 февраля в 19:30 Владимир Беляев представит свою новую поэтическую книгу «Ничего не объясняющие фрагменты прекрасного», которая вышла в издательстве «Новое литературное обозрение» в 2017 году.

Владимир Беляев, поэт, акционист, автор трех поэтических книг, лауреат премии «Дебют» (2015 г.) в номинации «Поэзия», стихи публиковались в журналах «Воздух», «Новый мир», «Арион», «Знамя» и др., организатор ландшафтного поэтического фестиваля «Пушкинские лаборатории».

«В занозистом канцелярите и немного „севшем“ голосе заявляет себя какая-то новая чувствительность. Но очень важно, что новые свойства стихов В. Беляева знают свое место в хронологическом строю, и это дает стиху какой-то сопроводительный гул — эхо разговора с невидимыми собеседниками.» (Михаил Айзенберг)

«Предметный мир и речевой обиход (послевоенный, переходящий в позднесоветский, а потом вступающий в особое постсоветское волшебное одичание и полузабытье) у В. Беляева наполнены сильной тревогой и напряжением инобытийной непредсказуемости; эта поэзия, как древний и дикий врач, идет в эту неизвестность на выручку всему, что ей встретится на пути.» (Василий Бородин)










Жако ван Дормель представляет фильм «Тото-герой»

23 Фев 2018
автор Дарья

23 февраля в 12:00 в Порядке слов на Фонтанке самый важный бельгийский режиссер наших дней, Жако ван Дормель, представит свой фильм «Тото-герой».

Когда-то он был клоуном, ставил цирковые номера и детские спектакли, а потом (в 34 года!) снял свой первый полнометражный фильм «Тото-герой» (Германия, Франция, Бельгия, 1991), за который получил приз «Золотая камера» на Каннском кинофестивале. Фильм про любовь к кино. Фильм про детство как образ жизни.

В горящем родильном отделении больницы мечется мать, не знающая точно, кто ее ребенок. Она тянет руки к одному, но кричит младенец рядом, и она спасает из огня его. А главный герой фильма Тома утверждает, что помнит этот пожар и языки пламени, он уверен, что его тогда перепутали с соседским мальчиком Альфредом. Тото считает себя неудачником именно потому, что его перепутали в роддоме, а он хотел стать героем — секретным агентом.

Кроме того, в кинотеатре «Каро 7 Лиговъ» будут показаны ещё три фильма ван Дормеля: «День восьмой», «Господин Никто» и «Новейший завет». Здесь — расписание показов.

Словарный запас: Презентация новых переводов книг Джорджо Агамбена

22 Фев 2018
автор Дарья

22 февраля в 19:30 в Порядке слов в рамках цикла Словарный запас состоится презентация новых переводов двух книг известного итальянского философа Джорджо Агамбена «Оставшееся время» и «Человек без содержания», вышедших в издательстве «Новое литературное озобрение». В презентации примут участие переводчик этих книг Сергей Ермаков, поэт, критик, переводчик, редактор журнала «Новое литературное обозрение» и серии «Новая поэзия» Александр Скидан и филолог, историк культуры, критик, шеф-редактор журнала «Неприкосновенный запас» и книжных серий «Библиотека журнала «Неприкосновенный запас», «Интеллектуальная история» Илья Калинин.

«Оставшееся время. Комментарий к Посланию к Римлянам» (М.: НЛО, 2018) — книга, которая представляет собой оригинальное прочтение Послания к Римлянам апостола Павла. Используя широкий спектр аналитических средств, от современной библеистики до философской деконструкции, автору удается по-новому представить мессианизм Павла, особые отношения этого мессианизма со временем и соответствующую ему субъективность. Автор протягивает нити от новозаветного текста ко многим известным текстам и мыслителям современности, предстающим в нетрадиционном свете — как наследникам или противникам этого мессианизма.

Книга «Человек без содержания» (М.: НЛО, 2018) посвящена вопросу о судьбе искусства в эпоху эстетики, начавшейся с появлением категории вкуса и человека вкуса в XVII веке. Написанная в хайдеггеровском ключе, эта книга связывает развитие эстетики и искусства в эстетическую эпоху с судьбой западной метафизики и восхождением нигилизма. Автор стремится точно описать противоречия, в которых оказывается искусство — между зрителем и автором, между произведением и эстетическим суждением о нем и т. д. — чтобы очертить горизонт, за которым они могут быть преодолены.

Ниже предлагаем составленный переводчиком Сергеем Ермаковым перечень проблемных вопросов, которые будут стоять в центре дискуссии:

К книге «Оставшееся время»

[Как можно использовать книгу по библейской экзегетике, написанную философом и посвященную мессианизму, за пределами собственно библеистических и теологических контекстов? Как можно использовать книгу, в центре которой находится анализ самого термина «использование» (χρῆσις), которым апостол описывает мессианические операции, всегда не (до конца) законные и уполномоченные? Что такое мессианическая речь, речь использования? Чем могла бы быть ее «секуляризованная» проекция, и можем ли мы использовать проводимые ей различения и отдельные операции мессианической субъективности для мысли о политике — не выстраивая при этом некую политическую теологию, но и не закрывая себе доступ к политико-теологическим вопросам? И что, благодаря мессианической оптике, мы можем понять о соотношении политической речи с университетской речью, как политфилософской, так и гуманитарно-научной, ставшей в последние десятилетия привилегированным местом для разговора о политике?]

К книге «Человек без содержания»

[Как вместе с Хайдеггером можно говорить о реди-мейде и поп-арте? Что стоит помнить искусству о приговорах, которые ему выносят Платон и Гегель? И что, если все современное искусство, искусство после конца традиции — искусство в эстетическую эпоху — основано на метафизике воли? Что нам может сказать книга 1970 года, анализирующая непреодолимое противоречие между гением и суждением вкуса, в наше время, когда оптимизм относительно «смерти автора» и освобождения читателя и зрителя, как кажется, окончательно сошел на нет?]

Проект Stenograme представляет фильм «Сторге» Кати Селенкиной

21 Фев 2018
автор Дарья

В конце января проект Stenograme начал публиковать тексты нового номера, посвящённого феномену старости. По словам редакторов проекта, область, которую принято называть «старостью» или «пожилым возрастом», представляется некой серой зоной, пространством вытеснения, покрытым плотной тканью уважения к старшим, декоративными чествованиями ветеранов и прочими государственными радостями. В действительности же мы — вне зависимости от нашего возраста — мало что знаем об этой области, в которой, как кажется, сходятся самые разные линии угнетения — от стандартизированной капиталистической телесности до стыдливого консервативного замалчивания очевидных проблем и сужающегося пространства социальной поддержки в условиях современного рыночного государства.

В продолжение данной темы 21-го февраля в 19:30 в Порядке слов на Фонтанке пройдёт показ фильма выпускницы Московской школы нового кино и студентки California Institute of the Arts Кати Селенкиной «Сторге».

Героиня фильма Алёна — одинокая женщина, ухаживающая за своей матерью, страдающей от болезни Альцгеймера. Она почти не покидает квартиру и страдает от одиночества, постоянно находясь в ситуации, ставящей её перед сложным моральным выбором — заботиться о матери или о своей собственной жизни. В определённый момент ей предоставляется возможность выйти из этой ситуации.

Фильм был показан в рамках конкурсной программы фестивалей Меридианы Тихого (Россия, Владивосток, 2017), Camerimage (Польша, Быдгощ, 2017), ZubrOFFka International Short Film Festival (Польша, Белосток, 2017), Золотой Орел (Россия, Москва, 2018). Режиссер: Катя Селенкина. Продюсеры: Михаил Казиев-Атлантов, Алексей Курбатов и Катя Селенкина.

После показа пройдёт обсуждение фильма при участии редакции и авторов «Стенограммы».

Дмитрий Кубасов представляет фильм «Бабочки»

20 Фев 2018
автор Дарья

20 февраля в 19:30 Дмитрий Кубасов представит свой новый фильм «Бабочки».

Алексей, молодой человек, находящийся в поиске себя. Он приходит на кастинг проекта «Реальность», авторы которого предлагают Алексею снимать на камеру свою повседневную жизнь, и Алексей с энтузиазмом соглашается. Он становится героем фильма о самом себе. В кадр попадают многочисленные его подруги с которыми он щедро делиться интимными подробностями своей личной жизни. Единственный человек, который не может его понять — это его мать.

«„Бабочки“ — захватывающий фильм. Согласно правилам проекта, это проникновение в такой слой реальности, которого в документальном кино, возможно, и не было прежде.» (Дмитрий Волчек, радио «Свобода»)

Дмитрий Кубасов закончил Театральный Институт им. Щукина, актерский факультет. После окончания института поступил в магистратуру и защитил диссертацию на тему «Элементы вахтанговской школы 2-ого года обучения», в это же время начал сниматься в кино и работать в театре. В 2008-ом году сыграл главную роль в фильме «Озеро» французского режиссера Филиппа Грандрийе. После работы с Филиппом решил заняться режиссурой и в 2010 году окончил мастерскую документального кино Марины Разбежкиной. Снял два собственных документальных фильма «Таня 5-ая» и «Алёхин». Соавтор фильма «Зима, уходи!». Режиссер монтажа игрового фильма «Комбинат Надежда».

18+

Ф-письмо: Феминистская литературная критика

18 Фев 2018
автор Дарья

18 февраля в 17:00 в Порядке слов пройдет встреча семинара Ф-письмо, посвященная феминистской литературной критике.

В ходе очередного семинара мы обратимся к феминистской литературной критике, ее основному понятийному и методологическому инструментарию. Как феминистская оптика и феминистский анализ текста может способствовать пересмотру литературного канона, изменению литературной теории и формированию новых способов письма? Как исторически конституировалось различие между женским, фемининным и феминистским письмом?

Также мы затронем проблема субъективации в феминистском письме и поговорим о том, каким сложным и гетерогенным может быть субъект этого письма. В основе разговора будет историческое движение от эссенциалистских теорий женского письма и женского литературного канона к феминистскому и квир-письму, обладающему сложной субъектностью и гендерной перформативностью, которое сохраняет, однако, критичность по отношению к практикам и языкам «гегемонной маскулинности» (термин Рэйвин Коннелл) и политическую чувствительность по отношению к различным типам угнетения, порождаемым гегемонными маскулинными дискурсами.

Тексты для подготовки:


- Ренате фон Хайдебранд и Симоне Винко, «Работа с литературным каноном: проблема гендерной дифференции при восприятии (рецепции) и оценке литературного произведения» (Сборник статей «Пол. Гендер. Культура», М., РГГУ, 2009)


- Ина Шаберт, «Гендер как категория новой истории литературы» 
(Сборник статей «Пол. Гендер. Культура», М., РГГУ, 2009)

- Торил Мой, «Сексуальная текстуальная политика» (М., «Прогресс-традиция», 2004)


- Ирина Жеребкина, Феминистская литературная критика

Показ мультфильмов студии детской анимации «Да»

17 Фев 2018
автор Дарья


17 февраля в 18.00 в Порядке слов состоится открытый показ лучших мультфильмов и секретных премьер студии «ДА» и встреча с педагогами команды. Мультфильмы представят Ира Соколова (режиссер, директор студии), Рома Соколов (режиссер), Маша Дубровина (режиссер), Катя Шрага (режиссер, фотограф).

Студия детской анимации «ДА» — это команда режиссеров-мультипликаторов, педагогов, психологов. 10 лет работая с детьми-инвалидами, детьми с онкологическими заболеваниями, подопечными интернатов и кризисных детских центров, студия разрабатывает и реализует авторский метод «Мульт-терапия», направленный на реабилитацию и творческую социализацию детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

В программе анимационные фильмы, снятые в 2017 году в больницах, кризисных центрах, школах, а так же на выездных проектах студии в разных уголках страны. В них дети размышляют о себе и своем месте в жизни, о том как устроен мир.

«Такое смотрение» — мультфильм-эссе, снятый во время выставки «Век Федора Хитрука» в KGallery.

«Груша» — мультфильм, снятый подопечными Петергофского психоневрологического интерната.

«В.о» — мультфильм детей из социального центра помощи семье и детям Василеостровского района.

«До белок-стрелок» — мультфильм, снятый пациентами НИИ ДОГиТ им. Горбачевой в рамках Лаборатории видеопоэзии фестиваля медиапоэзии «Пятая нога».

«Слишком насыщенный день» — мультфильм детской мастерской, прошедшей в рамках фестиваля «Край света» в Южно-Сахалинске.

«Ожидание» — мультфильм из центра «Пространство радости».

«Кто здесь самый главный» — мультфильм проекта «Хумра. Истории о правах человека».

Секретные премьеры.

Визуальная антропология: «Люди Святого Духа» Питера Адайра

16 Фев 2018
автор Дарья

16 февраля в 19:30 состоится очередная встреча из цикла Визуальная антропология. Илья Утехин покажет фильм «Люди Святого Духа» (реж. Питер Адайр (Peter Adair), 53 мин, США, 1967). Фильм будет демонстрироваться на английском языке с английскиими субтитрами. Также его прокомментирует специалист по антропологии религии, профессор факультета антропологии ЕУ СПб Сергей Штырков.

Люди Святого Духа (Holy Ghost People) — фильм, посвященный пятидесятнической общине в маленьком шахтерском городке штата Западная Вирджиния. Пятидесятничество — направление в протестантизме, известное широкой публике практикой глоссолалии («говорения на языках»). Также в общине, показанной в фильме, во время службы практикуется использование ядовитых змей, которых держат в руках. Антрополог Маргарет Мид выделяла этот фильм как образец этнографического кино. Звукооператором его был Стив Райх, впоследствии известный композитор-минималист.

Ирина Карасик представляет книгу «Лев Юдин. Сказать – свое…»

15 Фев 2018
автор Дарья

15 февраля в 19:30 в Порядке слов Ирина Карасик представит книгу «Лев Юдин. Сказать — свое...», которая вышла в издательстве RA («Русский авангард») при поддержке Русского музея, Общества Малевича (Нью-Йорк) и Энциклопедии русского авангарда.
⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀


Издание содержит дневники и письма Льва Александровича Юдина (1903–1941), ученика Казимира Малевича, студента УНОВИСа и ВХУТЕМАСа—ВХУТЕИНа, сотрудника ГИНХУКа, графика-силуэтиста, иллюстратора детской книги. Книга вышла благодаря многолетним исследованиям искусствоведа и специалиста по русскому авангарду — Ирине Карасик — и заполняет многие фактологические и концептуальные лакуны в изучении русского искусства первой половины ХХ века, детализирует представление о «круге Малевича», о проблематике художественного процесса 1920-х-1930-х годов. Каждый раздел книги сопровождается десятками страниц пояснений, ссылок, датировок, позволяющих профессиональному исследователю или вдумчивому читателю проложить маршрут через исторические свидетельства и факты. Отдельного внимания заслуживает раздел «Документы», где опубликованы избранные документы Витебского Уновиса, ленинградского Музея художественной культуры и Государственного института художественной культуры, в которых нашла отражение деятельность Юдина.
⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀

Недавнее