Презентация книги «Правда стиля» Нины Зархи

18 Ноя 2018
автор poryadokslov

18 ноября 19:30 в Порядке слов состоится презентация книги «Правда стиля» (Сеанс, 2018) известного кинокритика, заместителя главного редактора журнала «Искусство кино» Нины Зархи. В презентации примут участие киноведы и кинокритики Лев Карахан, Петр Шепотинник, Любовь Аркус, Леонид Десятников, Василий Степанов и дизайнер книги Арина Журавлева.

Нина Зархи (1946−2017) — кинокритик, киновед. Почти 40 лет ее жизнь была неразрывно связана с журналом «Искусство кино» — в его лучшие годы, в годы переломные и в годы трагические. Во многом ее талант и профессионализм были залогом безупречной репутации журнала, обеспечивая его беспримерное самостояние, когда выстоять, казалось, было невозможно. В книгу вошли ее лучшие рецензии, статьи и беседы разных лет, а также воспоминания о ней друзей и коллег. Но это не очередная панорама ушедших явлений, событий, фактов, имен, а легко различимый в череде авторских киновпечатлений очень личный дневник человека, прошедшего на рубеже веков трудный путь внутренней эволюции. Ее итог — название этой книги: «Правда стиля».

После презентации книги состоится показ фильма «О, счастливчик» Линдсея Андерсона.

Марко Мюллер и Алёна Шумакова: «Ленинградская школа в контексте мирового кино». Показ фильма «В огне брода нет»

17 Ноя 2018
автор poryadokslov

17 ноября с 14:30 до 16:00 в Порядке слов в рамках VII Санкт-Петербургского международного культурного форума пройдет лекция-дискуссия с Марко Мюллером и Аленой Шумаковой «Ленинградская школа в контексте мирового кино» и показ фильма «В огне брода нет» (1967, СССР, 89 мин.) режиссёра Глеба Панфилова.

Марко Мюллер расскажет о восприятии «ленинградской школы» за рубежом: Окутанный сейчас некой романтично-таинственной дымкой, феномен ленинградской школы привлек внимание к себе с конца 60-х. Тогда, конечно, степень «прозрачности» для иностранного зрителя того, что происходило в советском кинематографе, была довольно условной, но очевидным стало определенное направление «интеллектуальных поисков» некоторых, в основном молодых, режиссеров, делающих сложные, неортодоксальные, ярко индивидуальные фильмы. Неоднозначность, двусмысленность повседневной жизни, ее неразрешимые и так и неразрешенные априори противоречия оказывались отправной точкой и сердцевиной исследования в этих часто суровых и тонких фильмах. Типичным в этом смысле является производство Ленфильма, от Панфилова до Авербаха, от Мельникова до Арановича, Динары Асановой. И, особенно, Алексей Герман. Восприятие этих фильмов за границей стало тоже своего рода «школой». Чему нас научил этот опыт?

Творческая встреча с Изабель Штевер. Кинопоказ «Два короткометражных фильма о призраке демократии»

17 Ноя 2018
автор poryadokslov

17 ноября в 19:00 в Порядке слов в рамках VII Санкт-Петербургского международного культурного форума пройдет творческая встреча с Изабель Штевер и показ двух ее короткометражных фильмов «Реквием по чему-то очень маленькому» и «Демократическая дискуссия в назначенное время».

Изабель Штевер — немецкий режиссер и сценарист, ведущий преподаватель Немецкой академии кино и телевидения в Берлине DFFB, Киноакадемии Баден-Вюртемберга, преподаватель Московской школы нового кино. В 1994 году Штевер окончила Технический университет в Берлине, получив диплом по математике. В том же году она начала обучение в DFFB. За выпускную дипломную картину «Первый брак» (Erste Ehe, 2002) получила премию First Steps Award 2002 за лучший игровой фильм.

Игорь Хилов: 24 года в кукольной мультипликации. Взгляд изнутри, взгляд кукольника

17 Ноя 2018
автор poryadokslov

17 ноября в 17:00 в Порядке слов состоится творческая встреча с Игорем Хиловым. Встреча состоится в рамках выставочного проекта к 65-летию кукольного объединения киностудии «Союзмультфильм» на VII Санкт-Петербургском международном культурном форуме.

Знаменитый мастер-кукольник Игорь Хилов расскажет о том, как создается кукольный герой: от эскиза до актера. Мастер поделится своим опытом работы на разных проектах, включая полнометражный кукольный проект киностудии «Союзмультфильм» — мультфильм «Гофманиада», декорация которого представлена на выставке «В главных ролях. Кукольные эксперименты «Союзмультфильма».

Игорь Хилов расскажет, на что нужно обращать особое внимание, когда делаешь куклу для мультфильма, какие использовать материалы; покажет уникальные фотографии и видео творческого процесса.

Презентация нового выпуска «Лесной газеты»

16 Ноя 2018
автор poryadokslov

9 ноября в 19:30 в Порядке слов пройдет презентация нового выпуска «Лесной газеты».

«Лесная газета» — это художественный проект о природе, выпуски которого публикуются на сайте. Начиная с 2013 года проект искал свои способы понимания живых сред, отталкиваясь от вопроса «Что такое природа?», двигаясь параллельно с распространением повестки антропоцена и новых материальностей, но конструируя себя на основе иных видов практик и чувственностей: художественных, «полевых», игровых, подражающих.

В октябре вышел десятый выпуск Лесной газеты. Он отмечает новый и значимый перелом в практике и политике проекта.

На встрече инициатор проекта, художник Илья Долгов расскажет о жизненном цикле «Лесной газеты», о её тактиках и изменениях, а участвовавшие в 10-м выпуске Александра Абакшина, Жанна Долгова, Саша Зубрицкая, Никита Сафонов и Растительный вестник подробнее остановятся на его содержании.

Презентация изданий Госфильмофонда: «Киноведческие записки», «Плачьте, но снимайте!», «Создатели фронтовой кинолетописи»

16 Ноя 2018
автор poryadokslov

16 ноября в 18:30 в Порядке слов в рамках VII Санкт-Петербургского международного культурного форума состоится презентация изданий Госфильмофонда России, который в этом году отмечает свое 70-летие. В презентации примут участие авторы книг, а также киновед, консультант Госфильмофонда России, художественный руководитель фестиваля архивного кино «Белые столбы» Петр Багров.


Презентация нового номера журнала «Киноведческие записки».

«Киноведческие записки» — главный в стране историко-теоретический журнал, посвящённый вопросам киноискусства — не выходил три года. Теперь выпуск номеров возобновился. Тема нового 111-го номера — киноархивы. Значительная часть материалов посвящена Госфильмофонду России: это воспоминания представителей разных поколений сотрудников, статьи 1960-х, когда сформировалась своеобразная «Белостолбовская школа киноведения», публикации из архива. Большая подборка документов с комментариями Наума Клеймана посвящена фильму с одной из самых сложных архивных судеб — «¡Que viva Mexico!» Сергея Эйзенштейна. Текстологические принципы реконструкции фильмов, сформировавшиеся в разных странах, рассматриваются в статьях киноведов из Госфильмофонда и их коллег из Германии, США, Чехии, Нидерландов и других стран. Отдельная тема номера — утраченные и вновь обнаруженные фильмы. По результатам опроса ведущих историков кино составлен список сотни наиболее значимых потерь за всю историю русского/советского кино. И, как бы в ответ на это, публикуется статья о картинах, обнаруженных в Госфильмофонде за последнее десятилетие.

Номер представит Петр Багров, художественный руководитель фестиваля архивного кино «Белые Столбы», консультант Госфильмофонда России.


Презентация книги «Плачьте, но снимайте!».
Автор-составитель Валерий Фомин при участии Владимира Михайлова и Варвары Ждановой, составление указателя — Тамара Сергеева.

«Плачьте, но снимайте!» — первая публикация монтажных листов операторов, снимавших на фронтах Великой Отечественной войны. Монтажный лист — это запись того, что удалось заснять оператору за определённый промежуток времени. С указанием места и даты съёмок, фронта, людей, которые попали в кадр: солдат, офицеров, местных жителей. По этим документам — и только по ним — можно понять, что конкретно каждый оператор снимал на фронте. До сих пор авторы многих кадров военной хроники — в том числе, и канонических — были неизвестны не только широкому зрителю, но и специалистам. Эта книга помогает восстановить справедливость. Книга снабжена уникальным справочным аппаратом, содержащим сведения обо всех людях, чьи имена упомянуты в монтажных листах.

Валерий Фомин — известный российский киновед, историк кино. Действительный член киноакадемии «Ника». Лауреат премий Союза кинематографистов, Гильдии киноведов и кинокритиков, фестиваля «Белые Столбы».


Презентация книги Александра Дерябина «Создатели фронтовой кинолетописи».

Уже в первое послевоенное десятилетие историки и киноведы пытались составить полный список сотрудников фронтовых киногрупп — операторов, звукооператоров, режиссёров. До недавнего времени называлось и приблизительное общее количество — «около 260». Книга Александра Дерябина кардинально меняет наше представление о составе фронтовых киногрупп. Здесь представлены полные биографии и фильмографии 415 кинематографистов, снимавших на фронтах Великой Отечественной. Многие биографии опубликованы впервые, все фильмографии уточнены и дополнены. Публикуются и фотографии кинематографистов — в тех случаях, когда их удалось разыскать. Мы впервые можем увидеть лица тех, кто запечатлел войну: до выхода этой книги большинство из них были лишь фамилиями в титрах.

Александр Дерябин — киновед, историк кино. Лауреат премий Гильдии киноведов и кинокритиков, фестиваля «Белые Столбы». Награжден почетной медалью фестиваля «Дни немого кино» в г. Порденоне.

Показ фильма «Путешествие к берегу» Киёси Куросавы. Встреча с режиссёром

15 Ноя 2018
автор poryadokslov

15 ноября в 19:00 в Порядке слов в рамках VII Санкт-Петербургского международного культурного форума состоится встреча с легендой японского кинематографа Киёси Куросавой и специальный показ фильма «Путешествие к берегу». Событие пройдет при поддержке Японского фонда и компании Cool Connections.

Киёси Куросава — автор самобытных хорроров, психологических драм и даже готических триллеров. В конце 90-х Киёси снискал репутацию культового андеграундного режиссера, а уже в нулевых его фильмы стали получать благосклонные реакции критиков и награды на крупных международных фестивалях (в копилке Куросавы три награды Каннского кинофестиваля).

«Путешествие к берегу» (2015) удостоен приза за лучшую режиссуру в программе «Особый взгляд» Каннского фестиваля. В центре сюжета — мистическая романтическая история. Муж героини, погибший три года назад, вдруг возвращается домой и предлагает жене отправиться в путешествие по тем местам, которые смогут объяснить, что произошло с ним за последние три года.

Путешествие к берегу / Kishibe no tabi
Режиссер: Киёси Куросава
Сценарий: Киёси Куросава, Такаси Удзита, Кадзуми Юмото
В главных ролях: Эри Фукацу, Таданобу Асано, Масао Комацу, Мика Мураока, Тэцуя Тиба
Япония / 2015 / 127 мин

Вход свободный. 18+

Творческая встреча с Эвой Орбанц. Показ фильма «Луизианская история»

14 Ноя 2018
автор poryadokslov

14 ноября в 20:00 в Порядке слов в рамках VII Санкт-Петербургского международного культурного форума состоится творческая встреча с Эвой Орбанц. В программе встречи — разговор о книге «Съёмки „Луизианской истории“ — дневник Хелен ван Донген» и показ фильма «Луизианская история» Роберта Флаэрти. Модератором вечера выступит киновед и историк кино Петр Багров.

В этой книге подробно описывается процесс создания самого красивого и амбициозного фильма Роберта Флаэрти «Луизианская история» (1948). В основе книги лежит дневник Хелен ван Донген, помощника продюсера и монтажёра у Флаэрти, пионера среди женщин-монтажёров.

Эти содержательные заметки, никогда ранее не публиковавшиеся, а также эссе Мэри Ли Бэнди, Ричарда Барсама и Эвы Орбанц описывают творческое партнерство ван Донген с Флаэрти. Они также помогают понять и увидеть изнутри мир документального кинематографа в Нью-Йорке 1930-х и 1940-х годов. Иллюстративный материал включает кадры из кинофильмов, рабочие документы и архивные фотографии.

Эва Орбанц родилась в Берлине в 1942 году. Работала в Немецкой кино- и телеакадемии Берлина. В этот период испытала интенсивный интерес к кинопроизводству и истории кино. Обучалась как архивист фильма в Бельгийской королевской синематеке в Брюсселе и в Британском институте кинематографии в Лондоне. с 1973 года работала на разных должностях в Музее кино и телевидения «Немецкая Кинематека», с 1982 года — куратор киноотдела кинематеки, с 2008 года — старший куратор специальных проектов. Занималась организацией мероприятий, проектов и публикаций для Кинематеки, в том числе лекционных туров.

Была членом жюри на международных кинофестивалях в Ньоне (Швейцария), Чикаго (США) и Каламате (Греция).

Член Исполнительного комитета Международной федерации киноархивов (FIAF) с 1981 по 2009 год; Генеральный секретарь FIAF с 1989 по 1995 год; Президент Федерации FIAF с 2003 по 2009 год. С 2009 — почётный член FIAF. С 2012 года: почетный член Китайского киноархива в Пекине.

Лакан-ликбез: «Публичность и психотическое измерение»

13 Ноя 2018
автор poryadokslov

13 ноября в 19:30 в Порядке слов в рамках цикла Лакан-ликбез Александр Смулянский прочтет лекцию «Публичность и психотическое измерение».

Вторая половина XX века прошла под знаком большого философского проекта, сопрягающего публичность и общественное благо. Способность субъекта занять публичную позицию представлялась ключом к разрешению социальных апорий и регулировке конфликта частных и общих интересов. При этом сам концепт публичности основывался на «чистоте перевода» частного мнения на уровень массовой трансляции — предполагалось, что способность субъекта нечто сообщать не претерпевает никаких изменений оттого, что она получает более широкую аудиторию. Психоаналитический угол зрения сообщает иной взгляд на вещи, показывая, что совершаемые субъектом заявления и действия находятся в связи с теми изменениями, которые с его точки зрения претерпевает адресат, в ряде случае представляющий массовую аудиторию. Совершаемые с ней операции со стороны публичного лица находятся в регистре психотического симптома, объясняющего, по какой причине субъект настаивает на координатах собственного желания.

Ф-письмо: Новые феминистские онтологии

11 Ноя 2018
автор poryadokslov

11 ноября в 17:00 в Порядке слов с докладом «Новые феминистские онтологии» выступит философиня и киберфеминистка Алла Митрофанова. Встреча и дискуссия пройдут в рамках семинара Ф-письмо.

Поле современных философских дискуссий разделяется на наших глазах на два ареала: спекулятивный реализм и новый материализм. Есть наблюдение, что новый материализм связан более с феминистской философской традицией, а спекулятивный реализм приходит из «нейтральной» академической традиции. Если это так, то и этико-политические следствия могут быть различны. Попробуем рассмотреть несколько недавних полемик. В качестве подготовительно текста можно прочесть предисловие Катрин Бихар к сборнику «Объектно-ориентированный феминизм» (ООФ), который вывешен в группе Ф-письмо в Фейсбуке.

Недавнее