Александр Боровский, «Разговоры об искусстве (не отнять)». Презентация книги

09 Мар 2018
автор Дарья

9 марта в 19:30 Александр Боровский представит свою новую книгу «Разговоры об искусстве (не отнять)» (АСТ, 2017). Книга написана в жанре «table-talk» и представляет собой свидетельство повседневной и интеллектуальной жизни целого поколения . Большая часть книги посвящена портретам художников и оценкам явлений искусства.

Александр Боровский — искусствовед, куратор, заведующий отделом новейших течений Государственного Русского музея, заслуженный деятель искусств РФ. Член жюри премий «Инновация», «Премии Кандинского», «Премии Курехина» и др.. Автор более 400 работ по истории искусства XX века.

Презентация книги Дарьи Серенко «Тишина в библиотеке»

05 Мар 2018
автор Дарья

5 марта в 19:30 в Порядке слов пройдет презентация дебютной поэтической книги Дарьи Серенко «Тишина в библиотеке» (М.: АРГО-РИСК, 2017). Презентация пройдет в рамках Цикла событий, посвященных гендерной теории и феминистской литературе, организованных семинаром «Ф-письмо». Книгу представят Влад Гагин и Галина Рымбу.

Дарья Серенко родилась в 1993 году в Омске. Сейчас живет в Москве. Занимается поэзией и современным искусством, курирует события в сфере культуры. Создательница акции #тихийпикет.

«<> прерывание меланхолии достигается в стихотворениях Серенко другими средствами. Вместо ярости триггером для преодоления скорее выступает хрупкость, гибкость поэтического субъекта, жажда налаживания новых коммуникативных связей. Регистры, производящие насилие, более сложно в ее стихотворениях связаны с возможностями освобождения, которого, кажется, «достоин» даже вуайеристский вор планшета или программа Siri, отвечающая на голосовые запросы пользователя айфона. <…> Интересно, что чтение текстов из книги «Тишина в библиотеке» происходит более отстраненно. Это отстраненное наблюдение за тем, как другой пытается различить хорошее и плохое, высвободиться (первое движение) из власти насильственных отношений и (второе движение) перестать быть фигурой, насилие создающей. Кажется, главной эмоцией по отношению к текстам Серенко становится, как ни странно, отстраненное сочувствие, слабое желание солидаризироваться с субъектом этой хрупкой борьбы.» (Влад Гагин, «Между хрупкостью и войной»)

Ф-письмо: Феминистская литературная критика. Часть 2. Обсуждение работы Аннетт Колодны «Танцы на минном поле»

04 Мар 2018
автор Дарья

Очередная встреча семинара Ф-письмо пройдет в Порядке слов 4 марта в 17:00 и будет посвящена подробному разбору и обсуждению ключевой для феминистской литературной критики 70-х годов работы Аннетт Колодны «Танцы на минном поле. Некоторые наблюдения относительно теории, практики и политики феминистской литературной критики» (Хрестоматия «Введение в гендерные исследования», часть 2; Харьков-Спб, изд-во «Алетейя», 2001).

Ф-письмо — независимый исследовательский и практический семинар, посвященный изучению гендерной литературной и эстетической теории и феминистской философии, а также обсуждению актуальных текстуальных практик, затрагивающих гендерную и феминистскую проблематику. Семинар существует в Санкт-Петербурге с начала 2017 года и предполагает 3 формата:

— Совместное чтение теории.

— Обсуждение актуальных литературных практик, поэтические события.

— Доклады, лекции и дискуссии.

При выборе теоретических текстов для обсуждения мы будем руководствоваться не столько попыткой организовать исторический ликбез по феминистской эстетической теории и философии 20 века, сколько от желания определить то, каким может быть феминизм и феминистское письмо сегодня. Поэтому мы будем обсуждать не только классическую феминистскую теорию, но и актуальные феминистские манифесты и направления мысли — объектно-ориентированный феминизм, трансфеминизм, ксенофеминизм, киберфеминизм, квир-феминизм, деколониальную феминистскую философию и литературу, виды экофеминизма и определения «природы» и «материи» в современном феминизме, феминистские (анти)утопии и т.д.

Мы приглашаем всех интересующихся этой проблематикой — всех, кто пишет, читает, кодит, наблюдает и создает присоединиться к нашим встречам.

Презентация книги Станиславы Могилевой «Это происходит с кем-то другим»

03 Мар 2018
автор Дарья

3 марта в 19:30 в Порядке слов на Фонтанке состоится презентация новой поэтической книги Станиславы Могилевой «Это происходит с кем-то другим» (М.: АРГО-РИСК, 2018). Презентация пройдет в рамках месячного Цикла событий, посвященных гендерной теории и феминистской литературе, организованных семинаром «Ф-письмо».

Станислава Могилева родилась в 1983 году в Норильске. Живёт в Санкт-Петербурге. Стихи публиковались в журналах «Воздух», «Волга», в интернет-издании TextOnly. Автор книги стихов «Обратный порядок» (СПб.: MRP, 2016).

«Эти стихи отличаются афористичностью, а также артикуляцией, не ведущей к замкнутости предметов, попадающих в сферу ее напряженности: мир как плодотворное пересечение полей борьбы и блаженства предельно открыт и светоносен.» (Алексей Порвин)

«Стихи Станиславы Могилёвой очень современны, самобытны и самодостаточны в том смысле, что состоят из идеально соответствующих друг другу „голоса“ и „архитектуры“, пространства, в котором голос резонирует сильно и внятно. Каждое стихотворение — зафиксированный случай особой, возвышенной (по сути, гимнической) внутренней речи; своего рода гулкого ветра, каждый раз размеченного словами, сопровождённого контуром лирического сюжета — но явно обгоняющего и слова, и сюжет. Поэтическая (суммарная) речь здесь использует „внешние раздражители“ как трамплин для взлёта; любой повод-частность мгновенно, оставшись недорассказанным, оказывается позади обретающей/вспоминающей свою форму безусловной свободы.» (Василий Бородин.)

Лев Данилкин представляет книгу «Ослиный мост»

02 Мар 2018
автор Дарья

2 марта в 16:30 в Порядке слов пройдет презентация книги В.И. Ленина «Ослиный мост». Книгу представит ее составитель и автор предисловия Лев Данилкин. Ведущий презентации — Вадим Левенталь.

Ленин остается загадкой, персонажем исторических анекдотов, серым волчком, которым пугают детей, — мифы о нем известны куда шире, чем собственно то, что Ленин в действительности делал или писал. Даже те, кто в целом интересуется развитием политической и исторической мысли, могли читать Маркса, Лукача или, на худой конец, Жижека — но Ленина? Пятьдесят пять томов полного собрания сочинений пугают, как неприступная стена, — нечего и пытаться. Между тем, чтобы составить собственное суждение о самой крупной исторической фигуре XX века, недостаточно просто поверить на слово тому или иному знатоку — нужно прочитать Ленина самому. Но что именно выбрать? Что важнее, интереснее, что сохраняет свою актуальность сегодня? Где найти книгу, в которой под одной обложкой был бы собран ленинский minimum minimorum? «Ослиный мост» — как раз такая книга. Она составлена знаменитым Львом Данилкиным — автором нашумевшего ленинского жизнеописания «Пантократор солнечных пылинок». Лучший способ составить собственное мнение о Ленине — прочитать эту книгу.

Надежда Воинова представляет книгу Иды Линде «Завещание девочки-машины»

02 Мар 2018
автор Дарья

2 марта в 19:30 переводчица Надежда Воинова представит книгу Иды Линде «Завещание девочки-машины». Презентация пройдет в рамках месячного Цикла событий, посвященных гендерной теории и феминистской литературе, организованных семинаром «Ф-письмо».

Ида Линде (р. 1980) — шведская писательница, поэт, драматург и переводчик. Выросла в Умео на севере Швеции, живёт в Стокгольме и преподаёт в литературной школе Бископс-Арнё недалеко от Стокгольма. Дебютная книга «Завещание Девочки-Машины» вышла в 2006 году. За ней последовала поэтическая «Книга счёта» (2009) (391 нумерованное стихотворение) и четыре книги прозы: «Стану другой, если тебя забуду» (2009, «Объяснение в любви» (2011), «На север едут умирать» (2014), «29 неотправленных писем» (2015). Лауреат премий газеты «Нёйесгайден» (2007), газеты Афтонбладет (2014) и литературного общества региона Норрланд (2015).

«Завещание Девочки-Машины» (2006) — это эпическая сюита о смерти и футболе, запутанная семейная сага, рассказанная Девочкой-Машиной, родившейся мотоциклом. Девочка-машина должна умереть первой. Так она решила. Но все близкие умирают раньше. Выстраивая свои отношения с мужским миром — братом, отцом, любовником и ребёнком — она каждый раз заново проживает смерть.

Я Девочка-Машина, и я умру первой.

Что-то у меня внутри рвётся наружу.

У меня решётка в горле,

гормонам не достигнуть головы.

Яснее ясного. Я Машина.


Мне ночью снятся сны про мотоциклы.

Что я рожаю мотоцикл.

И что когда-то я сама

во чреве матери

была мотоциклом.


Но мать мне масло кровью заменила. Я

была бессмертна, она же смертной сделала меня.


Надежда Воинова родилась в 1974 году в Ленинграде. Закончила искусствоведческий факультет Академии художеств. Работала арт-критиком и журналистом в таких изданиях как «Новый мир искусства», «Собака.ру», «Terra incognita» и др. Участвовала в энциклопедическом проекте каталогизации современного искусства, результатом которого стала книга «Неофициальная столица» и интернет-ресурс GIF.ru. В сотрудничестве со многими галереями и музеями Петербурга занималась выставочной деятельностью в качестве куратора и автора проектов. Жила в Вене и Стокгольме, занимаясь выставочными проектами. Писала статьи о шведском искусстве и фотографии. В Стокгольме открыла арт-галерею «Vostok», где провела, в частности, выставки Славки Величковой, Андрея Рудьева, Екатерины Сисфонтес и Рикарда Фореуса. В 2014 переехала в Астану, где работала с переводами шведской поэзии. Основала первую в Казахстане детскую филармонию, где участвовала в постановке двух детских опер, написала либретто к опере «Алдар Косе». Совместно с композитором Алиби Абдинуровым написала подростковый мюзикл «Артист». Перевела и впервые издала на русском языке книгу классика шведского модернизма Гуннара Экелёфа — «Мёльнскую элегию» (1937-1960) (изд-во «Ad Marginem», 2016). Также перевела на русский около 20 современных шведских поэтов, в том числе пионера поэтического перформанса Бруно К Ойера (р.1951). С 2017 живет в Баку.

Миша Сафронов. Презентация книги «Вообразительное искусство. Как написать сценарий мультфильма»

01 Мар 2018
автор Дарья

1 марта в 19:30 в Порядке слов мультипликатор и педагог Миша Сафронов представит свою книгу «Вообразительное искусство. Как написать сценарий мультфильма» (Издательство «Сеанс»). В презентации также примут участие шеф-редактор журнала «Сеанс» Василий Степанов и дизайнер Петр Лезников.

Десять лет назад Миша вместе со своими друзьями и коллегами по анимационному цеху создал анимационную студию «Да», которая проводит регулярные занятия по анимации с детьми в трудных жизненных ситуациях. Уже шесть лет Миша является художественным руководителем детских анимационных сериалов «Летающие звери», «Малыши» и «Машинки». На встрече Миша покажет фрагменты тех фильмов, которые он упоминает в книге, а так же свои авторские анимационные фильмы и лучшие серии проектов.

Вырастая из живописи, кукольного театра, книжной иллюстрации, кинематографа и литературы, анимация дарит авторам очень много возможностей. Эта книга для тех, кто любит анимационное кино так сильно, что хочет научиться писать сценарии для мультфильмов. Сценарист анимационного кино — это человек, который увлечен окружающим миром, беспамятно влюблен в жизнь и стремится делиться своим опытом со зрителем. Для зрителя важны искренность автора, его жизненный опыт, система ценностей, страхи и мечты. Эта книга посвящена не только ремеслу написания сценариев, но и размышлениям о том, чем анимационное кино отличается от других видов искусства, как найти свою интонацию, что значит быть автором.

Презентация книги Екатерины Андреевой «Финляндия: творимый ландшафт»

28 Фев 2018
автор Дарья

28 февраля в 19:30 в Порядке слов состоится презентация новой книги Екатерины Андреевой "Финляндия: творимый ландшафт" (Издательство Ивана Лимбаха, 2017).


Автор расскажет о том, как формировался реальный и идеальный исторический облик Финляндии благодаря финскому искусству от Средних веков до начала ХХI века; о росписях в средневековых церквях, о произведениях гения финской и мировой архитектуры ХХ века, «друга парадоксов» Алвара Аалто. Памятники, о которых расскажет Е. Андреева, редко становились предметом интереса российских искусствоведов и историков архитектуры, что делает книгу важной для самых разных кругов читателей, а сочетание эрудиции и остроумия превращает ее в редкий образец отечественной словесности.

Екатерина Андреева — историк искусства, куратор, доктор философских наук, ведущий научный сотрудник отдела новейших течений Государственного Русского музея, Автор более 300 статей и нескольких книг об искусстве ХХ века («Все и Ничто. Символические фигуры в искусстве второй половины XX века», «Орден непродающихся живописцев и ленинградский экспрессионизм», «Постмодернизм. Искусство второй половины ХХ — начала XXI века», «Угол несоответствия. Школы нонконформизма. Москва-Ленинград. 1946-1991», «Владислав Мамышев-Монро» и других). Член жюри премии Кандинского. Член Международной ассоциации критиков (AIСA).

Лакан-ликбез: Acting out и его материнский источник

27 Фев 2018
автор Дарья

27 февраля в 19:30 в Порядке слов на Фонтанке в рамках постоянного цикла «Лакан-ликбез» Александр Смулянский прочтет лекцию «Acting out и его материнский источник».

Лакан вводит понятие acting out для имеющих бессознательный источник действий, которые являются ответом субъекта на то, что воспринимается им как провокация, проверка другим его собственного желания на прочность. Спектр спровоцированных таким образом действий очень обширен и включает в себя целый сонм проявлений — от определенным образом символически нагруженных физиологических актов до влиятельных политических решений. Тем не менее, остается неопределенным механизм, при помощи которых субъект знакомится с возможностями acting out’a и начинает к нему прибегать. В лекции раскрывается связь между формированием отреагирования по типу acting out и следствиями речи, которую в пространстве слышимости ребенка располагает мать.

Велимир Хлебников, «Время – мера мира». Презентация книги

26 Фев 2018
автор Дарья

26 февраля в 19:30 приглашаем в Порядок слов на Фонтанке на презентацию книги Велимира Хлебникова «Время — мера мира» (СПб.: Лимбус Пресс, 2018. 592 с.; составление, вступ. статья и примечания А. Мирзаева), предпрезентацию Венка Велимиру и показ видеофрагментов спектакля театра «Лесной дом», посвященного В. В. Хлебникову. Ведущий — Арсен Мирзаев.

В программе:

— Представление книги, продолжение Разговора о нахлебниках «нахлебников Хлебникова», начатого 30.01.18 на 1-ой ВХ-презентации в Доме Матюшина;

— Презентация полной версии Венка Велимиру (краткий вариант Венка выходил в 2005 г. в изд-ве «Вита Нова»), включенной в готовящийся к изданию в серии Pro et contra двухтомник «Велимир Хлебников в русской и мировой культуре ХХ-ХХI веков» (изд-во РХГА). Будут озвучены стихотворные посвящения Будетлянину, написанные известными поэтами, ушедшими из жизни в ХХ—ХХI вв. (Л. Аронзоном, Н. Ладыгиной, А. Кондратовым, А. Хвостенко, Г. Айги, А. Альчук, В. Филипповым, Р. Мандельштамом, Д. Авалиани и др.). Со своими «хлебниковскими» текстами выступят и ныне живущие авторы: А. Горбунова, Д. Григорьев, А. Мирзаев, И. Чудасов, Б. Шифрин и другие;

— Видеофрагменты спектакля театра «Лесной Дом» (руководитель Ольга Сорокина) «Буква три», в котором используются «Слово о Эль» В. Хлебникова и манифест «Пощечина общественному вкусу».

Книга «Время — мера мира» издана издана к 95-летию со дня смерти Велимира Хлебникова и посвящается памяти Софии Старкиной. В данный том включены статьи, манифесты, воззвания и другие нежанровые тексты автора, которые отдельным изданием выходят впервые. Завершают книгу «Основные даты жизни и творчества В. В. Хлебникова» — хронология, составленная Софией Старкиной (1965–2014), одним из ведущих мировых велимироведов.

Велимир (Виктор Владимирович) Хлебников (1985–1922) — один из крупнейших представителей русского и мирового авангарда первой трети ХХ века. Хлебников создавал не только стихотворения, поэмы, пьесы, рассказы, сверхповести (новый жанр, введенный им в литературу), но и опередившие свое время научные теории. Он владел даром предвидения, открыл «законы времени», создал грандиозные и загадочные Доски Судьбы.

Недавнее