Презентация романа Александра Ласкина «Мой друг Трумпельдор»

24 Мар 2018
автор Дарья

24 марта в 19:30 в Порядке слов пройдет презентация романа Александра Ласкина «Мой друг Трумпельдор» (изд-во «Книжники», серия «Проза еврейской жизни», 2017). Ведущая презентации — искусствовед, кинокритик Вика Смирнова.

В документальном романе «Мой друг Трумпельдор» Александр Ласкин впервые на русском языке рассказывает фантастическую историю Иосифа Трумпельдора — героя русско-японской войны и первопоселенца Палестины. Как получилось, что все это выпало на долю одного человека? Не слишком ли много событий для одной биографии? Чтобы ответить на эти вопросы, понадобилась работа в израильских, петербургских и московских архивах. И потребовалось присутствие друга Трумпельдора Давида Белоцерковского, от чьего имени и написан роман.

Александр Ласкин (род. 1955) — историк, прозаик, доктор культурологии, профессор Санкт-Петербургского института культуры. Автор 16 книг документальной прозы (включая переиздания), в том числе: «Ангел, летящий на велосипеде» (Спб., 2002), «Долгое путешествие с Дягилевыми» (Екатеринбург, 2003), «Гоголь-моголь» (М., 2006), «Время, назад» (М., 2008), «Дом горит, часы идут» (Спб., 2012), «Дягилев и...» (М., 2013).

Павел Заруцкий представляет книгу Андреаса Пагулатоса «Перама»

23 Мар 2018
автор Дарья

23 марта в 19:30 в Порядке слов Павел Заруцкий представит переведенную и изданную им книгу греческого поэта Андреаса Пагулатоса «Перама».

Андреас Пагулатос (1946 — 2010) — один из ярчайших представителей греческого послевоенного литературного авангарда. Его творчество относится к «языковой» поэтической школе, представители которой рассматривали язык как автономную стихию и выступали против его использования лишь как средства передачи информации. Над своей последней книгой «Перама» автор работал с 1979 г. по 2005 г. Это произведение раскрывается перед читателем на нескольких уровнях: «островки» поэтического текста, взаимодействуя с пустым пространством страницы, визуализируют поэму и задают ей музыкальный ритм. А за мнимым хаосом отчетливо проглядываются как глубоко личные переживания автора, так и сцены из мировой истории.

Павел Заруцкий (р. 1988) — поэт, переводчик, аспирант филологического факультета СПбГУ по направлению «неоэллинистика», исследователь авангарда. В 2015 г. перевел, составил и издал книгу ранних текстов Мины Лой «Футуризм и феминизм». В 2016 г. перевёл и написал биографические статьи 10 греческих поэтов для специального выпуска журнала «Pollen» (#4), посвящённого греческому послевоенному авангарду. В 2017 г. закончил магистратуру филологического факультета СПбГУ по направлению «неоэллинистика» (тема в.к.р. «Типографические эксперименты в поэзии греческого авангарда»). Участник ряда конференций и автор статей, публиковавшихся на русском и греческом языках в таких журналах, как «Лаканалия», «Vakxikon» и др.

По ссылке — лекция «Радикальный греческий авангард», которую Павел Заруцкий читал в Порядке слов в 2016 году.

Сергей Фокин и Роман Светлов представляют коллективную монографию «Фридрих Гёльдерлин и идея Европы»

20 Мар 2018
автор Дарья

20 марта, в день рождения Гёльдерлина, в 19.30 Сергей Фокин и Роман Светлов представят в Порядке слов коллективную монографию «Фридрих Гёльдерлин и идея Европы» (СПб.: Платоновское философское общество, 2017)

В коллективной монографии, составленной по материалам IV Международной конференции по компаративным исследованиям национальных языков и культур «Фридрих Гёльдерлин и идея Европы в литературах Германии, Франции, России и США в XIX–XX веках», представлены результаты научных изысканий литературоведов, культурологов и философов из России, Белоруссии, Франции, США, Нидерландов. В центре исследовательского внимания участников международного и междисциплинарного проекта находится генеалогия идеи Европы в национальных литературах Германии, России, США, Франции и других зарубежных стран. В перспективе общей проблематики особое внимание уделяется фигуре Фридриха Гёльдерлина (1770–1843), величайшего немецкого поэта, творчество которого заключает в себе один из самых радикальных опытов осмысления судьбы Европы в связи, с одной стороны, с освоением эллинской традиции, тогда как с другой — с тем переломом европейского становления, который был вызван Французской революцией, выдвинувшей на авансцену политического существования идею всемогущей нации.
Предназначается для филологов, философов, культурологов, историков, всех, кому небезразлична идея Европы в соотношении с идеей России.

Лакан-ликбез: ​«Субъект тревоги: уверенность и достоверность»

20 Мар 2018
автор Дарья

20 марта в 18:00 в рамках цикла Лакан-ликбез Александр Смулянский прочтет лекцию «Субъект тревоги: уверенность и достоверность».

Институция научного знания, складывание философских оснований которой возводят к Декарту, имеет неоднозначное отношение к тревоге: первичный взгляд на научное знание подсказывает, что посредством созидания достоверности и возведения ее в господствующий ранг наука работает на уменьшение тревоги. Эта точка зрения, частично перешедшая в современный прикладной лакановский анализ, не соответствует ни первоначальному лакановскому взгляду, ни притязанием самой науки, в основании которой изначально лежало, напротив, пробуждение тревоги, связанное с тем, что, получая в распоряжение достоверность, субъект теряет в уверенности. Именно диалектика уверенности и достоверности лежит в основе формирования обсессивного профиля современности и определяет особый способ, которым субъект своей тревогой пользуется.

Литература: Лакан. Ж. «Тревога», глава VI «То, что не обманывает»

Презентация журнала «Гендерные Исследования» №22

18 Мар 2018
автор Дарья

18 марта в 19.30 в рамках Цикла событий, посвященных гендерной теории и феминистской литературе, организованных семинаром «Ф-письмо» состоится презентация 22 номера журнала «Гендерные Исследования». Номер представят его авторы Алла Митрофанова, Роман Осьминкин, Джонатан Платт и переводчица Мария Бикбулатова.

Основной вопрос для обсуждения в этом номере журнала — что будет, если вместо того, чтобы левые теоретики и активисты рекрутировали феминисток в качестве электората в политический активизм (от чего феминистки многие годы изолируются и выбирают сепаратизм как статегию), предпринять попытку построить «цепи эквивалентностей» без доминации левых, но и без сепаратизма феминисток?


Презентация каталога выставочного проекта «Тихие голоса»

17 Мар 2018
автор Дарья

17 марта в 19:30 в Порядке слов пройдет презентация каталога выставочного проекта-исследования «Тихие голоса», посвященного поиску нового визуального языка в освещении Блокады Ленинграда. Куратор Людмила Белова расскажет о проекте, художники Александр Теребенин и Анастасия Кизилова о своих работах, участник дискуссии «Визуализация памяти» Милена Третьякова о состоянии на сегодняшний день архива памяти о Блокаде. Также в презентации примут участие художники выставки: Александр Андросов, Вадим Зайцев, Петр Белый, Елена Губанова и Иван Говорков, Олеся Гонсеровская, Вадим Леухин, Наталья Тихонова, директор Северо-Западного ГЦСИ Олег Буковский, куратор выставочного отдела музея истории Санкт-Петербурга Александра Петрова, дизайнер каталога и координатор проекта Лидия Грязнова (ГЦСИ)

За последние 30 лет было сделано много новых исторических исследований о блокаде, были опубликованы книги воспоминаний, блокадные дневники и фото-альбомы. Но в области визуализации этой темы многое осталось в традиционных формах, перешедших в наше время из советского прошлого. Проект-исследование «Тихие голоса» ставил своей целью поиск новых визуальных образов в разговоре о блокаде Ленинграда, поиск новых способов говорить на эту противоречивую и сложную тему, привлекая современные технологии и открывая малоизвестные источники. Здесь происходило исследование повседневной жизни человека в осажденном городе, осуществленное на основе доступных исторических публикаций, архивных источников и частных свидетельств. Художники, работая с архивами, преодолевали своеобразные «трудности перевода». Преобразование блокадной темы в плоскость художественного высказывания требовало от художника быть видимым, оставаясь при этом прозрачным (П. Барскова). Задачей проекта явилось восстановление, проявление, возобновление голосов блокады, различные способы наведения диалогических мостов между современной аудиторией и пластом истории, отделенным от нас десятилетиями идеологической цензуры и самоцензуры свидетелей. (П. Барскова)

В каталоге, опубликованы статья Полины Барсковой «Удаленный доступ», кураторский текст Людмилы Беловой, тексты художников-участников выставки, отрывки из блокадных дневников и фотографии работ, представленных на выставке. Каталог издан на русском и английском языках при финансовой поддержке Михаила Ушакова (Генерального директора группы компаний ТРЕВИНГО). Проект «Тихие голоса» организован Северо-Западным филиалом ГЦСИ (в составе РОСИЗО), Государственным музеем истории Санкт-Петербурга, фондом Проарте, лабораторией медиа-искусства CYLAND.

Презентация книжного клуба «Синие чулки»

16 Мар 2018
автор Дарья

16 марта в 19:30 в Порядке слов состоится презентация женского книжного клуба «Синие чулки». Его основательницы Мерк и Василиса Сатирская расскажут об истории, целях и задачах проекта. Также в рамках презентации будут представлены доклады «Невидимость писательниц в истории русской литературы» (Василиса Сатирская) и «Популярные женские идентичности в произведениях русских и зарубежных писательниц» (Мерк). Встреча пройдет в рамках Цикла событий, посвященных гендерной теории и феминистской литературе, организованных семинаром «Ф-письмо».

Женский книжный клуб «Синие чулки» существует в Петербурге с осени 2015 года. Вот только некоторые тексты, которые его участницы успели прочитать и обсудить за это время: манифест SCUM Валери Соланас, «Своя комната» Вирджинии Вульф, стихи Кристины Россетти, «Грозовой перевал» Эмили Бронте, «У войны не женское лицо» Светланы Алексиевич, «Миф о красоте» Наоми Вульф, «Вергилий, нет!» Моник Виттиг, статьи Андреа Дворкин, «Кинг-Конг теория» Вирджини Депант, «Гендерное беспокойство» Джудит Батлер, «33 урода» Лидии Зиновьевой-Аннибал, «Зулейха открывает глаза» Гузель Яхиной, «Рассказ служанки» Маргарет Этвуд"Эвридика в подземном царстве" Кэти Акер, , рассказы Наталии Мещаниновой и т. д.

Презентация книги Марселя Пруста «Письма соседке» и книги Андре Моруа «В поисках Марселя Пруста»

14 Мар 2018
автор Дарья

14 марта в 19:30 в рамках презентации двух книг — «Письма соседке» Марселя Пруста и «В поисках Марселя Пруста» Андре Моруа (изд-во «Лимбус-пресс») — будем говорить о жизни и творчестве классика французской литературы. В презентации примут частие переводчик «Писем соседке» Алина Масалева, автор предисловия к русскому изданию Михаил Яснов, переводчик книги Андре Моруа Леонид Ефимов, а также главный редактор издательства «Лимбус Пресс» Павел Крусанов и художник книг Александр Веселов.

Книга «Письма соседке» могла бы оказаться полноценным романом в письмах, если бы судьбе было угодно сохранить не только послания Пруста к своей соседке по дому на бульваре Османн, но и ее ответы «великому затворнику». Их разговор полон как бытовых мелочей, связанных с затянувшимся ремонтом в квартире дантиста, так и поэтических отступлений, касающихся музыки, цветов, поэзии, а впоследствии и горьких подробностей о бедствиях разразившейся в период их переписки Первой мировой войны.

Много лет посвятив изучению жизни и творчества Пруста, Андре Моруа написал, пожалуй, самую исчерпывающую биографию знаменитого затворника — «В поисках Марселя Пруста». Благодаря приведенным в книге Моруа письмам и дневникам Пруста, где последний со всей откровенностью повествует не только о своих творческих прозрениях, но и о гнетущих его пороках, перед читателем возникает полнокровный образ гениального писателя во всем своем величии и земном несовершенстве.

Словарный запас: лекция Ильи Калинина «Искусство как прием воскрешения слова: Виктор Шкловский и Николай Федоров»

13 Мар 2018
автор Дарья

13 марта в 19:30 в рамках цикла «Словарный запас: Дебаты о политике и культуре» (серия совместных мероприятий Порядка слов и журнала «Неприкосновенный запас») состоится лекция Ильи Калинина «Искусство как прием воскрешения слова: Виктор Шкловский и Николай Федоров». Также помимо лекции будет представлен 1 том Собрания сочинений Виктор Шкловского, только что вышедший в издательстве «Новое литературное обозрение».

Сопряжение имен Виктора Шкловского и Николая Федорова в общем контексте может показаться вызывающим, — по крайней мере, вызывающим недоумение. Что общего между литературной теорией Виктора Шкловского и идеей воскрешения мертвых? Однако, ретроспективное прочтение ранних работ Шкловского, опирающееся на его поздние тексты, позволяет выделить в них идейный слой, отсылающий к «Философии общего дела» и характерному для нее пафосу радикального преображения мира. Археология языка, топосы музея и библиотеки, представления о характере развертывания культурной истории очерчивают место встречи основателей русского формализма и русского космизма.

Показ кино- и видеопоэтических работ студентов СПбШНК

10 Мар 2018
автор Дарья

10 марта в 19:30 состоится показ работ студентов Санкт-Петербургской Школы нового кино, созданных в рамках курса «Кино и поэзия». Большинство из них приняли участие в конкурсе видеопоэтического фестиваля «Пятая нога». В обсуждении работ примут участие ведущие курса Галина Рымбу, Константин Шавловский, студенты СПбШНК, в качестве приглашенного эксперта выступит кинокритик и куратор Алексей Артамонов. После показа состоится дискуссия на тему «Взаимодействие кинематографического и поэтического в эпоху новых медиа», а также просмотр лучших работ конкурсной программы-2018 фестиваля видеопоэзии «Пятая нога».

Основная программа показа

«Законы. 5» 
(режиссёр: Анастасия Вебер
, поэт: Анна Глазова)

«Я только то, что я чувствую» (
режиссёр: Валерия Алюскина, 
поэт: Екатерина Захаркив)

«губная помада в магазинах "рив гош" это чечня растерзанная снарядами» (видео: Егор Севастьянов, 
стихотворение: Эдуард Лукоянов)

«расстояния не существует» (текст: Станислав Львовский, режиссер: Анастасия Брайко)

Недавнее