Михаил Ямпольский. О книгах «Парк культуры. Культура и насилие в Москве сегодня» и «Без будущего. Культура и время»

14 Окт 2018
автор poryadokslov

14 октября в 19:30 в Порядке слов состоится встреча с Михаилом Ямпольским. Разговор пойдет о двух книгах автора, вышедших этим летом.

Книга «Парк культуры. Культура и насилие в Москве сегодня» (М.: Новое издательство, 2018) — это попытка средствами философской антропологии описать московское сегодня, в котором органично уживаются масштабное городское благоустройство и всепроникающее насилие, политические репрессии и культ исторической памяти, бум культурного потребления и всплеск радикального искусства. По мнению Ямпольского, в основе этого непротиворечивого соседства лежит специфический уклад «парка культуры» — уклад деполитизированного общества, подчиненного аффектам и стирающего любые различия.

«Без будущего. Культура и время» (СПб.: Порядок слов, 2018). Современность — modernity — связана с линейным представлением об истории, с устремленностью из прошлого в будущее. Именно эта устремленность обеспечила то, что называется «прогрессом». Но уже к началу ХХ века вера в будущее слабеет, и сегодня нашу эпоху в большей степени характеризует ускоряющееся производство прошлого. Обращаясь ко множеству мыслителей, от Хайдеггера до Гаспара Башляра и Люка Болтански, Михаил Ямпольский подробно описывает, как происходит постепенная «утрата будущего» и какую роль в восприятии времени играют ритм и полиритмия.

Михаил Беньяминович Ямпольский (1949) — российский и американский историк и теоретик искусства и культуры, философ, киновед, филолог. Живет и работает в США.



Показ фильма «Уроки гармонии» Эмира Байгазина

10 Окт 2018
автор poryadokslov

10 октября в 18:30 в Порядке слов Наталья Казурова представит фильм «Уроки гармонии» (Казахстан, Германия, Франция, 2013, 114 мин.) режиссера Эмира Байгазина. В программе вечера дискуссия со зрителями.

Для фестивального центрально-азиатского кино характерна «пастушеская тема». Поэтому в казахских фильмах местом действия становится степь, а в киргизских события разворачиваются на фоне заснеженных горных хребтов и пиков. Несмотря на ландшафтный размах, пространство многих центрально-азиатских фильмов можно назвать уединенным. Камерность картины «Уроки гармонии» Эмира Байгазина усиливается тем обстоятельством, что все внимание режиссера устремлено на 13-летнего Аслана, ученика обыкновенной школы. Личные комплексы и переживания подростка вплетены в систему социальных связей казахского общества, изгоем которого быть не просто. История Аслана не оставила равнодушными многих, в том числе жюри Берлинского кинофестиваля («Серебряный Медведь» за выдающиеся художественные достижения в 2013 году).

Наталья Казурова — к. и. н., кинообозреватель, координатор программы Международного фестиваля короткометражного кино и анимации OpenCinema-2014, программный директор Международного кинофестиваля «Дни этнографического кино» (2016, 2018).

Презентация книги Мориса Бланшо «Задним числом»

08 Окт 2018
автор poryadokslov

8 октября в 19:30 в Порядке слов пройдет презентация книги Мориса Бланшо «Задним числом» (СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2018). Книгу представит переводчик Виктор Лапицкий. В вечере примет участие доктор филологических наук, профессор Сергей Фокин.

«Если воображаемое рискует в один прекрасный день стать реальным, то дело тут в том, что оно само имеет строго очерченные пределы и с легкостью предвидит наихудшее, поскольку то всегда проще простого и постоянно себя повторяет», — так французский мыслитель Морис Бланшо определил то, что принято называть пророческим даром литературы.

Почему писатель, больше всего не любивший возвращаться к некогда пережитому, не позволявший себя фотографировать и не перечитывавший свои тексты, однажды все же вернулся на полвека назад и снабдил послесловием свой цикл «Вечная канитель», написанный в 1930-е годы? Ключ к пониманию даст книга «Задним числом», в которую наряду с новеллами цикла вошло и одноимённое послесловие-толкование.

Презентация спецвыпуска журнала «Найди лесоруба» о Джеффе Нуне

05 Окт 2018
автор poryadokslov

5 октября в 20:00 в Порядке слов состоится презентация Презентация спецвыпуска журнала «Найди лесоруба» о Джеффе Нуне.

Сентябрьский спецномер продолжает печататься, а первая партия уже отправилась подписчикам. Самое время обсудить его поподробней. Мы поговорим с Ильей Пивоваровым о «Вирте» и не только, обсудим материалы журнала, а также принесем несколько номеров с собой для тех, кто не успел заказать.

Т. Л. Никольская: Стиляги и стилевики: к истории одной ленинградской субкультуры

04 Окт 2018
автор poryadokslov

4 октября в 19:30 в Порядке слов начинается цикл лекций Татьяны Львовны Никольской «Театрализация жизни и авангардное поведение. Россия/Грузия, первая половина XX века».

Тема первой лекции — «Стиляги и стилевики: к истории одной ленинградской субкультуры».

Никольская Татьяна Львовна — литературовед, библиотекарь, мемуаристка, исследовательница русского авангарда. Окончила филологический факультет Ленинградского университета. Публикует научные работы с 1967 г., когда ею совместно с мужем Л. Н. Чертковым была осуществлена первая за более чем 30 лет публикация стихов Константина Вагинова. Никольская — специалист, главным образом, по русской поэзии и прозе 1910-1930-х гг. (Софья Парнок, Сергей Нельдихен, Леонид Добычин, Игорь Терентьев, Илья Зданевич, Александр Туфанов, Юрий Марр и др.), а также по русско-грузинским литературным связям первой трети XX века. Ею подготовлены первые или наиболее полные издания этих авторов. С середины 1990-х гг. публикует также мемуарно-исследовательские этюды о своих современниках.

Презентация книги Бориса Дубина «О людях и книгах»

03 Окт 2018
автор poryadokslov

3 октября в 19:30 в Порядке слов пройдет презентация книги Бориса Дубина «О людях и книгах», вышедшая в издательстве Ивана Лимбаха.

В презентации примут участие Антон Дубин, поэт Сергей Стратановский и старший научный сотрудник Российской национальной библиотеки Дмитрий Равинский. Будет прочитан новейший текст Ольги Мартыновой (поэта, прозаика, литературоведа) о роли Бориса Дубина в российской и мировой культуре. Также прозвучат голоса тех, о ком думал, говорил и писал Борис Дубин, в том числе на страницах «О людях и книгах».

В книгу вошли рецензии, статьи, эссе, некрологи, расшифровки и тезисы устных выступлений Бориса Владимировича Дубина 1990 — 2010-х гг., а также высказывания о нем самом — социологе, переводчике, поэте. Ряд текстов публикуется впервые. В книге собраны заметки Б. В. Дубина о Пауле Целане, Вальтере Беньямине, Эмиле Чоране, Чеславе Милоше, Анатолии Гелескуле, Юрии Леваде, Григории Дашевском, Елене Фанайловой, Олеге Юрьев, Михаиле Айзенберге и многих других его многолетних собеседниках.

Презентация нового номера журнала «Замыслы»

01 Окт 2018
автор poryadokslov

«Замыслы» снова в Петербурге — с третьим номером!

1 октября в 20:00 в Порядке слов пройдет презентация нового номера «Замыслов», который поднимает вопрос о возможности синтеза современного искусства и театра. Движемся ли мы к общему знаменателю или, наоборот, бездна расширяется с каждым годом? Как реагирует искусство на перемены, которые происходят с сознанием современного человека?

На презентации редакция в лице Кати Костриковой, Ксении Блохиной и Маргариты Лялинской
расскажет, можно ли изучать спектакли по инстаграм-постам, зачем искать театр вокруг и почему купленный журнал лучше не открывать.

Невиданное кино: «Сам себе палач» Энтони Кимминса

30 Сен 2018
автор poryadokslov

30 сентября в 19:30 в Порядке слов в цикле Невиданное кино Алексей Гусев покажет картину Энтони Кимминса «Сам себе палач».

Раз уж всё просвещённое человечество в сентябре отпраздновало 125-летие со дня рождения великого продюсера Александра Корды, «Невиданному кино» грех к этому торжеству не присоединиться, — тем более, что, как ни странно, даже среди поздних, послевоенных фильмов, спродюсированных Кордой, есть очень даже невиданные. «Сам себе палач», экранизация бестселлера Найджела Болчина, за которую он как сценарист получил каннский приз, — вроде бы типичный европейский триллер конца 40-х: мрачные тайны человеческой души (во главе с пост-травматическим расстройством) поверяются адаптированным для экранных нужд психоаанализом, который может многое, но всё равно не всё. Но если приглядеться, фильм Энтони Кимминса, при всей своей спокойной мастеровитости, куда глубже и основательнее: не в психоанализе дело (хотя главный герой в исполнении харизматичнейшего Бёрджесса Мередита — возможно, лучший психоаналитик в истории кино), не в прошедшей войне даже, но в исконном, присущем человеческому существу умении и желании казнить себя, и любые причины тому — лишь поводы. Недаром «Сам себе палач» начинается с эпиграфа из Джона Донна, так мало знавшего о психоанализе, зато так много о человеке.

Ф-письмо: «Текстуальные\сексуальные политики» Торил Мой

30 Сен 2018
автор poryadokslov

30 сентября в 17:00 в Порядке слов пройдет очередной теоретический семинар из цикла Ф-письмо. Модераторкой встречи выступит Алла Митрофанова.

Мы будем обсуждать книгу Торил Мой «Текстуальные\сексуальные политики», написанную в период (1986) перехода феминизма как политической теории требования равноправия к феминизму как философской проблеме. Торил Мой описывает конфликт американской и французской феминистской теории 60-70, из которого выросла современная феминистская философия.

По ссылке — подборка книг «Гендерная коллекция. Зарубежная классика».

Группы семинара в фейсбуке и в вконтакте.

«Открывается внутрь» и «Калечина-Малечина».​ Диалог двух авторов

28 Сен 2018
автор poryadokslov

28 сентября в 19:30 в Порядке слов состоится встреча «Реальность vs реализм: соотношение опыта и текста», на которой Евгения Некрасова и Ксения Букша поразмышляют о том, как вместить опыт в литературный текст, оставаясь верным истине и вкусу.

Это будет диалог двух авторов с презентацией их новых книг «Открывается внутрь» и «Калечина-Малечина».

Модератор встречи — литературовед, главный редактор журнала «Прочтение» Полина Бояркина.

Ксения Букша — писатель, копирайтер, переводчик, журналист. Автор биографии Казимира Малевича, романов «Завод „Свобода“» (премия «Национальный бестселлер») и «Рамка». В книге «Открывается внутрь» Ксения Букша рисует человека одним штрихом, одной точной фразой. В ней живут не персонажи и не герои, а именно люди. Странные, заброшенные, усталые, счастливые, несчастные, но всегда настоящие. Автор не придумывает их, скорее — дает им слово. Зарисовки складываются в единую историю, ситуации — в общую судьбу, и чужие оказываются (а иногда и становятся) близкими.

Евгения Некрасова — писательница, сценаристка. Ее цикл прозы «Несчастливая Москва» удостоен премии «Лицей». В новом романе «Калечина-Малечина», как и во всей прозе Евгении Некрасовой, соединяются магический реализм, фольклор и эксперимент, чувствуется влияние Гоголя, Ремизова, Платонова, Петрушевской. Девочка Катя живёт с родителями в маленьком городе на 11 этаже обычного панельного дома. В Катином мире из заводской трубы появляется остроносая змея, пятна на потолке превращаются в человеческие фигуры, а столбики цифр складываются в стихи. Но миру вокруг Катя не нужна: «невыросшие» дразнят, а у «выросших» нет на нее сил и времени. И Катя находит для себя выход. Но тут вмешивается Кикимора, живущая за плитой на кухне... Вместе они отправляются в опасное путешествие, и невольно превосходят по жестокости тех, кто калечил их.


Недавнее