​«Красный нуар Голливуда» М. Трофименкова и показ фильм «Красный кошмар» Джорджа Вагнера

23 Фев 2019
автор poryadokslov

23 февраля в 19:30 в Порядке слов Михаил Трофименков представит первую часть документального романа «Красный нуар Голливуда» (Сеанс, 2018) и покажет фильм «Красный кошмар» Джорджа Вагнера.

1930‑е. Соединенные штаты погружены в Великую депрессию. Интересы интеллигенции сдвигаются «влево». Вслед за тысячами американцев кинематографисты совершают паломничество на землю бессмертия — в СССР. Рождение звукового кино вынуждает голливудских продюсеров рекрутировать красных драматургов с Бродвея — новоявленные сценаристы, кажется, замышляют заговор. На «фабрике грез» возникают профсоюзы и создается партийный комитет. Коммунизм — последний крик голливудской моды.

Задолго до холодной войны Соединенные Штаты были охвачены «красной паникой». Документальный роман «Красный нуар Голливуда» — это история жестокой борьбы, скрытой за глянцевым лоском Старого Голливуда. Битву за умы и сердца американцев увенчала «охота на ведьм», которая предопределила крах «фабрики грез» и переломила тысячи судеб, раздав роли жертв, палачей, попутчиков и предателей. Кинозвезды, политики, преступники — все были втянуты в беспощадное сражение за американскую мечту, которое с упорством самоубийцы вел Голливуд.

Михаил Трофименков — искусствовед, историк, ведущий российский кинокритик. Член редколлегии журнала «Сеанс» с момента его основания, 25 лет — постоянный обозреватель газеты «Коммерсантъ», автор более трех тысяч статей и пяти книг, среди которых «Убийственный Париж» и «Кинотеатр военных действий». Тетралогией «Красный нуар Голливуда» Михаил Трофименков продолжает создание всеобщей политической истории кино.

Дэррил Пинкни: Социальные и расовые конфликты в американской литературе XX-XXI вв

23 Фев 2019
автор poryadokslov

23 февраля в 17:00 в Порядке слов состоится лекция Дэррила Пинкни «Социальные и расовые конфликты в американской литературе XX-XXI вв». В рамках проекта «Джеймс Болдуин: в деталях».

Дэррил Пинкни — драматург, новеллист, литературный критик. Родился в 1953 году в Индианаполисе.

Писатель и драматург Пинкни известен широкой публике, прежде всего, коллаборациями с титаном визуального театра Робертом Уилсоном. Вместе они создали три спектакля: «Лес» (1988) по мотивам эпоса о Гильгамеше, совместно с Дэвидом Бирном и Хайнером Мюллером; «Орландо» (1989) по одноименному роману Вирджинии Вулф; и «Рокер во времени» (1995) по «Машине времени» Герберта Уэллса, совместно с Лу Ридом.

Дебютировав в литературе романом «Высокий хлопок» (1992), удостоенным книжной премии The Los Angeles Times, в своих следующих книгах («Распродано: афроамериканская литература и американское общество», 2001; «Где-то там: бунтари черной литературы», 2002 и др.) Пинкни сконцентрировался на исследовании афроамериканской литературы и сопутствующей социальной проблематики. В этом качестве он часто выступает экспертом на публичных лекциях: так, Пинкни был модератором дискуссии с режиссером Барри Дженкинсом после премьерного показа на международном кинофестивале в Нью-Йорке его фильма «Если Бил-стрит могла бы заговорить» (If Beale Street Could Talk, 2018), снятого по роману выдающегося афроамериканского прозаика Джеймса Болдуина.

​​Элементарная теория кино: Эксперимент 0

21 Фев 2019
автор poryadokslov

21 февраля в 19:30 в Порядке слов стартует новый цикл «Элементарная теория кино». Цикл будут вести Артем Радеев и Дарина Поликарпова.

Философия кино уже давно нуждается в критике. Остались ли у нее шансы не быть для кино эксплуататором после падения Больших теорий? Что ей останется в области кино, если перестать плодить интерпретации и вынырнуть из круга значений, созданных заранее? Как заставить философию кино вглядеться в кино пристальнее и научиться доверять чувствам более, чем концептуальным схемам?

«Элементарное» может быть понято по-разному: как школярское изучение простого. Но простое — это еще и базовое, мимо чего постоянно проскакивают, старясь как можно скорее двигаться в глубину значений. Говорить об элементарном в кино — значит, сознательно оставаться на поверхности, не путать эстетику с этикой, а чувственное с тем, что рождается в ходе интерпретации.

Элементарная теория кино, сопряженная с экспериментом, — это попытка создать лабораторию, где люди сознательно ищут неудобства в просмотре в надежде увидеть что-то не так, как видели раньше.

Наша цель — вернуться к простейшим элементам кино — цвету, звуку, рамке кадра, движению, ритму, плоскости — до того как их одевают в значение. Быть открытыми к поиску тех элементов, которые еще не найдены.

На вводной лекции обсудим, что же все-таки не так с современными теориями кино, наметим поле для дальнейшего разговора и найдем в нем место для эксперимента, посмотрим экспериментальное кино и посмотрим кино экспериментально, чтобы разоружить рассудок и вооружить чувственность.

Артем Радеев — доктор философских наук, преподаватель Института философии и факультета свободных искусств и наук СПбГУ.
Дарина Поликарпова — аспирантка Института философии СПбГУ, куратор лекционных мероприятий в Доме кино.

Ф-письмо: Феминистская этика и стратегии сетевого взаимодействия фем-активисток

17 Фев 2019
автор poryadokslov

17 февраля в 17:00 в Порядке слов активистка, художница и интерсекциональная феминистка Лёля Нордик рамках семинара Ф-письмо прочтет доклад «Феминистская этика и стратегии сетевого взаимодействия фем-активисток».

Доклад основан на успешных примерах взаимодействия разных интерсекциональных феминистских проектов и инициатив, в том числе и на личном опыте активистского нетворкинга. Речь пойдет про стратегии улучшения социальной мобильности фем-активисток, переосмыслении понятия «конкуренция», стратегии безопасности в сети (противодействие хэйтспичу, буллингу, травле, создание групп быстрого реагирования для информирования/предотвращения случаев гендерного насилия), про разделение ресурсов (социальный капитал, медиа ресурсы, знания и тд) и укрепление горизонтальных связей, про стратегии саботирование институций изнутри для решения проблем дискриминации. Также будет затронута проблема деструктивной критики внутри фем-сообщества, этика обсуждения насилия и создания safer space в сети.

Ф-письмо — независимый исследовательский и практический семинар, посвященный изучению гендерной литературной и эстетической теории и феминистской философии, а также обсуждению актуальных текстуальных практик, затрагивающих гендерную и феминистскую проблематику.Семинар существует в Санкт-Петербурге с начала 2017 года. Изначально встречи проводились в закрытом формате в галерее «Интимное место». Теперь инициатива будет продолжаться в открытых формах на площадке интеллектуального книжного магазина «Порядок слов». Обновленный семинар предполагает 3 формата:
— Совместное чтение теории.
— Обсуждение актуальных литературных практик, поэтические события.
— Доклады, лекции и дискуссии.

Встреча с Сергеем Дворцевым и кинопоказ фильма «Тюльпан»

16 Фев 2019
автор poryadokslov

16 февраля в 15:00 в Порядке слов режиссер Сергей Дворцевой покажет фильм «Тюльпан» и расскажет о своем методе.

«Тюльпан» (Германия, Казахстан, Россия, Польша, Швейцария, Италия, 2008, 100 мин.) — дебют режиссера-документалиста С. Дворцевого в художественном кино. Призер Каннского и Токийского кинофестивалей, Азиатской и Европейской киноакадемий, обладатель гран-при кинофестивалей в Лондоне, Цюрихе, Рейкьявике, Монреале, МКФ в Карловых Варах, Академии кино APSA и др.

Бывший моряк Асхат после демобилизации возвращается в родные степи. Он живёт в юрте своей старшей сестры Самал и её мужа Ондаса, у которых трое детей. Асхат хочет стать чабаном и мечтает о доме с солнечной батареей и водопроводом. Ему обещают выделить часть овец, но при этом выдвигают условие: он должен жениться. Однако на сотни квадратных километров есть только одна девушка, её зовут Тюльпан. Асхат её любит, а она за него, лопоухого, выходить не хочет. Бони и Ондас пытаются помочь со сватовством, но неудачно. А тут ещё случается неприятность с вверенными овцами: Асхат теряет в степи одну из них. Когда он всё же её находит, то неожиданно становится свидетелем рождения ягнёнка. Этот новый опыт вселяет в Асхата оптимизм: теперь он уверен, что обязательно добьётся расположения Тюльпан.

Сергей Дворцевой — родился 18 августа 1962 года в Чимкенте (Казахстан). Окончил авиационное училище в Кривом Роге (1982). С 1982 по 1990 год работал в Чимкентском авиаотряде. В 1992 году окончил отделение режиссуры неигрового кино ВКСР (мастерская Л. Гуревича, С. Зеликина). Обучаясь на ВКСР, снял курсовой короткометражный фильм «Счастье» и дипломный фильм «Хлебный день», которые получили несколько десятков Гран-при международных кинофестивалей. После окончания ВКСР снял документальные фильмы «Трасса», «В темноте» и игровой фильм «Тюльпан».

Лекция Артура Аристакисяна и показ фильмов выпускников его мастерской

15 Фев 2019
автор poryadokslov

15 февраля в 19:00 в Порядке слов Артур Аристакисян выступит с лекцией и покажет фильмы своих студентов.

Артур Аристакисян — кинорежиссер, сценарист, оператор. Окончил ВГИК, факультет «Режиссура документального кино. Преподаватель МШНК и СПБШНК. Автор фильмов «Ладони» и «Место на земле», получивших многочисленные премии на международных фестивалях. Создал лабораторию «Школа притч» (ВГИК). Награды и премии: Кинопремия «Ника», Приз им. Вольфганга Штаудте на Форуме молодого кино Берлинского кинофестиваля, кинофестивалей в Карловых варах, Копенгагене, Сан-Франциско, Мюнхене, Таормине, «Беллария» (Италия), участник «Двухнедельника режиссеров» на Каннском кинофестивале.

«Огонь» Нади Захаровой
О фильме: Поэт читает стихи через зарешеченное окно, монгольская девочка зажигает огонь в печи, с силой дует на пламя, создавая звук, подобный волчьему вою в степи. Как и огонь, фильм вырастает из самого себя, из особого ритма монтажа. На Международном кинофестивале документальных, короткометражных игровых и анимационных фильмов «Послание к Человеку» — 2016 лента удостоилась приза «Кентавр» за лучший полнометражный неигровой фильм национального конкурса.
О режиссере: Родилась в 1989 году в Перми. Художница, фотограф и режиссер, выпускница МШНК.

«Волк и семеро козлят» Елены Гуткиной и Генриха Игнатова
О фильме: Отец и сын живут одни в домике у леса. Они почти никуда не выходят. Каждый их новый день напоминает предыдущий. Его формируют ритуалы сына, которые отец старается соблюдать.
О режиссёрах: Е. Гуткина родилась в 1987 году в Москве. Окончила факультет журналистики Московского государственного университета в 2009 году. В 2012-2013 годах училась в МШНК. Г. Игнатов родился в 1992 году в Москве. В 2014-2015 годах посещал лекции А. Аристакисяна в МШНК.

«Под землей» Константина Бушманова
О фильме: Документальная картина о красоте рутинной жизни московского метро и ее пассажиров.
О режиссере: Константин Бушманов родился в Йыхви (Эстония), в свидетельстве о рождении указан город Ленинград. Учился в Санкт-Петербурге. В 2015 закончил МШНК.

Презентация книги «Игра в пустяки» Дениса Горелова и показ мультика «Корабль-призрак» Хироси Икеды

11 Фев 2019
автор poryadokslov

13 марта в 19:30 в Порядке слов Денис Горелов представит книгу «Игра в пустяки, или „Золото Маккены“ и еще 97 советских фильмов иностранного проката» (Флюид ФриФлай, 2019) и покажет мультфильм «Корабль-призрак» (1969) Хироси Икеды.

В первой книге Дениса Горелова «Родина слоников» об истории страны, народа и культуры рассказывалось через призму истории советского кино. Новая книга выбирает другую оптику — иностранные фильмы, на которые валил толпами, которые любил и знал наизусть, на которых в конечном счете вырос советский человек.

Денис Горелов родился в 1967 г. в Москве. В 1984–1989 гг. учился на филологическом факультете Московского педагогического института. Вел рубрику «Кинокурьер» в газете «Московский комсомолец», работал кинообозревателем, редактором отдела «Общество» в газете «Сегодня», корреспондентом в журнале «Столица», обозревателем в газете «Русский телеграф». В 1998–2002 — обозревателем в «Известиях», с 2004 по 2006 — редактором отдела межпрограммного эфира ТВЦ. Автор сценариев для программы «Куклы» (1996, НТВ), первых двенадцати серий проекта «Намедни 1961–1991. Наша эра» (1997, НТВ). Публиковался в журналах: «Искусство кино», «Сеанс», «Советский экран», «Столица» и др.; в газетах: «Сегодня», «Русский телеграф», «Московский комсомолец» и др . Автор ряда статей издания «Новейшая история отечественного кино. 1986–2000. Кино и контекст».

О мультфильме:

Мальчик Хаята растет и узнает о мире много нового. Что его раздавленные пятой гигантского робота мама и папа — не его мама и папа. Что светоч силы и добра босс Куросио — поджигатель войны, конструктор гигроботов и крабомонстров, а также марионетка неведомого Боа, опутавшего щупальцами Японию и травящего жителей тонизирующим напитком замедленного действия «боа-джус». Наконец, что его настоящий отец — недоброй памяти капитан-призрак, спешащий делать добро в черном флотском реглане, фуражке и маске-черепе. Друг Хаяты дог Джек тихо скулит, закатив глазенки: то ли еще будет, ой-ой-ой.

Меж тем, главным цимесом «Корабля» был, конечно, сгущенный антиамериканизм. Импортные бутылочки с растворяющей газировкой имели знакомую всему свету конфигурацию «кегля», баннеры писались белым по красному, а в рекламном ролике с песней «Хоптери-хоптери» джусом догонялись ковбои со стрелой в сомбреро. Гигробот с воздетой дланью и антеннами на челе отбрасывал на обреченный квартал тень, подозрительно похожую на контур Статуи Свободы. Комплекс зданий всесильного Боа — тройное кольцо с перемычками — повторял внутреннюю структуру Пентагона, заменив пятиугольник кругом.

Андрей Тесля: Истинно русские люди. История русского национализма

09 Фев 2019
автор poryadokslov

9 февраля в 19:30 в Порядке слов пройдет презентация книги Андрея Тесля «Истинно русские люди. История русского национализма» (М.: РИПОЛ Классик, 2019).

Тема национализма была и остается одной из самых острых, сложных, противоречивых и двусмысленных в последние два столетия европейской истории. Вокруг нее не утихают споры, она то и дело становится причиной кровопролитных конфликтов и более, чем какая-либо иная, сопровождается искаженными интерпретациями идей, упрощениями и отжившими идеологемами — прежде всего потому, что оказывается неотделимой от вопросов власти и политики. Для того, чтобы сохранять ясность сознания и трезвый взгляд на этот вопрос, необходимо «не плакать, не смеяться, но понимать» — к чему и стремится ведущий историк русской общественной мысли Андрей Тесля в своем курсе лекций по интеллектуальной истории русского национализма. Лектор в увлекательном повествовании беспристрастно анализирует истоки национализма в России, его разновидности, бурную историю развития и столкновения идей.


Андрей Тесля — к.филос.н., с.н.с. Academia Kantiana Балтийского федерального университета им. Иммануила Канта (Калининград), историк русской философии и русской общественной мысли, автор книг «Первый русский национализм... и другие» (2014), «Последний из „отцов“: Биография Ивана Аксакова» (2015), «Русские беседы: лица и ситуации» (2018), составитель серий «Перекрестья русской мысли с Андреем Теслей» и «Вехи».

Творческий вечер Игоря Силантьева

01 Фев 2019
автор poryadokslov

1 февраля в 19:30 в Порядке слов состоится вечер новосибирского поэта, прозаика и филолога Игоря Силантьева.


1.
Ветер был страх какой ночью, а утром
Береза легла поперек дороги,
А я лег поперек жизни.

Береза подняла к небу ветви,
А я к небу поднял руки.
Так и лежим, глядим друг на друга.

2.
В земляной норке жил человек, похожий на червяка. И не было у него ни рук, ни ног, а одно только длинное туловище с головой. А на голове его не было ни глаз, ни носа, а один только большой рот. И чем этот человек отличался от червяка, не понять было. В общем, это и был червяк.


Игорь Силантьев родился в 1960 году в г. Шахтинске Карагандинской области, живет в Новосибирске. Окончил Новосибирский государственный университет. Доктор филологических наук, профессор, главный редактор научных журналов «Критика и семиотика» и «Сибирский филологический журнал». Работает в Новосибирском государственном университете. Прозаические произведения публиковались в журналах «Звезда», «Квадрига Аполлона». Стихотворные подборки публиковались в журналах «Крещатик», «Волга», «Сибирские огни», «Барнаул литературный», «Просодия», «Футурум Арт», «Дети Ра», «Двоеточие», «Артикуляция», «Квадрига Аполлона», «Новая реальность», «Речпорт», в сборниках и альманахах. Автор трех сборников стихотворений: «Жизнь легка» (М.: Языки славянской культуры, 2015); «Непереходный» (М.: Вест-Консалтинг, 2016); «Эклоги» (СПб.: Алетейя, 2017) и книги короткой прозы и стихотворений «Вагон-ресторан» (М.: Стеклограф, 2018).

​Кинопоказ фильма «Русский бес». Встреча с режиссером Григорием Константинопольским

31 Янв 2019
автор poryadokslov

31 января в 17:00 в Порядке слов пройдет показ и обсуждение фильма «Русский бес», а также встреча с его режиссером Григорием Константинопольским и исполнителями главных ролей Иваном Макаревичем и Любовью Аксеновой.

Фильм участвовал в конкурсе «Кинотавра» где получил приз за лучшую режиссуру, а также вошел в короткий список лучших российских фильмов 2018 года по мнению жюри премии молодых кинокритиков «Голос».

«Автор культового фильма «Восемь с половиной долларов» и блестящего мини-сериала «Пьяная фирма» представляет печальный нравоучительный пастиш о том, чем закончились — точнее, не закончились вовсе — 90-е. "Русский бес" продолжает исследовать постсоветские пространство и время, только на этот раз режиссер смешивает в адский коктейль приемы американского неонуара и мотивы русской классической литературы. Константинопольский констатирует, что насилие 90-х никуда не делось, оно живет и плещется внутри герметичной деловитости 2010-х, а у безликой сервильной современности есть жестокий двойник (мотив двойничества, кстати, отсылает тут не столько к Достоевскому, которым, кажется, дышит каждый кадр «Русского беса», сколько к «Отчаянию» Набокова и его экранизации, сделанной Фассбиндером). В этой черной комедии о любви московского дизайнера к дочке банкира и его попытке открыть дорогой ресторан на деньги будущего тестя очень много крови и насилия, но тут совсем никого не жалко. И что тут важно, режиссер абсолютно безжалостен не только к героям и временам, но прежде всего — к самому себе».

(К. Шавловский, КоммерсантЪ-Weekend)

Недавнее