​​Элементарная теория кино: Эксперимент 1

07 Мар 2019
автор poryadokslov

7 марта в 19:30 в Порядке слов продолжится цикл

«Элементарная теория кино».

Ведущие — Артем Радеев и Дарина Поликарпова — аккумулируют теоретические контексты, в которых традиционно разворачивается обсуждение рамки кадра, и найдут в них лакуны и возможности для нового поиска. А также проведут Эксперимент-1 и покажут кино, которое все видели много раз, так, как его еще никто не видел.

Философия кино уже давно нуждается в критике. Остались ли у нее шансы не быть для кино эксплуататором после падения Больших теорий? Что ей останется в области кино, если перестать плодить интерпретации и вынырнуть из круга значений, созданных заранее? Как заставить философию кино вглядеться в кино пристальнее и научиться доверять чувствам более, чем концептуальным схемам?

«Элементарное» может быть понято по-разному: как школярское изучение простого. Но простое — это еще и базовое, мимо чего постоянно проскакивают, старясь как можно скорее двигаться в глубину значений. Говорить об элементарном в кино — значит, сознательно оставаться на поверхности, не путать эстетику с этикой, а чувственное с тем, что рождается в ходе интерпретации.

Элементарная теория кино, сопряженная с экспериментом, — это попытка создать лабораторию, где люди сознательно ищут неудобства в просмотре в надежде увидеть что-то не так, как видели раньше.

Наша цель — вернуться к простейшим элементам кино и двигаться среди них постепенно, выхватывая из потока один за другим. Две мартовские встречи мы посвятим рамке кадра - одному из важнейших условий существования и восприятия кино.

Артем Радеев — доктор философских наук, преподаватель Института философии и факультета свободных искусств и наук СПбГУ.
Дарина Поликарпова — аспирантка Института философии СПбГУ, куратор лекционных мероприятий в Доме кино.

Бруно К. Ойер: Избранное

06 Мар 2019
автор poryadokslov

6 марта в 19:30 в Порядке слов пройдет билингвальная презентация «Избранного» (Алетейя, 2018) шведского поэта Бруно К. Ойера. Книгу представит переводчица Надежда Воинова.

*
ты видела
как много парусов
зарыто в землю
чтобы мы могли
лечь вместе
и все же прочь скользить
со скоростью
которая не унижает
и не мучит

Это первая переведённая на русский язык книга современного классика шведской поэзии и пионера поэтического перформанса.
В «Избранном» представлены все стихотворные сборники Бруно К. Ойера, от первой книги «Песнь анархизму» (1973), где автор занимается поисками собственного поэтического языка, обращаясь к дискурсу левых европейских интеллектуалов — через зрелый сюрреализм цикла «Пока действует яд» (1990), принёсшего автору известность — до предельно выверенных образов сборника «И ночь прошептала Аннабель Ли» (2014).
В верлибрах Бруно К. Ойера рефреном звучат музыкальные ритмы — от рока до экспериментальной электроники. И это не случайно — он часто был участником музыкальных проектов, многие его стихи стали песнями.
Среди героев книг — рок-музыканты, роковые женщины, революционеры, поэты, дух вуду Барон Суббота, пророк индейцев Смохалла, Наполеон и русская принцесса.
Бруно К. Ойер называет стихи «короткими отшлифованными скульптурными откровениями, сформулированными одновременно с необыкновенной силой и головокружительной легкостью».

Надежда Воинова — искусствовед, куратор, переводчик. Родилась в 1974 году в Ленинграде. Закончила Санкт-Петербургскую Академию художеств. С 1997 года работала в области фотоискусства как куратор и критик, публиковалась в журналах «Новый мир искусства», Zoom, «Красный», «Петербург на Невском» и др. С 2004 года занималась театральными, музыкальными и кинематографическими проектами для детей как сценарист, либреттист, продюсер. Была куратором выставок живописи и фотографии в Вене, Киеве и Ялте. С 2010 года работала в аукционном доме Bukowskis, была арт-директором Vostok Gallery в Стокгольме. В 2016 году дебютировала как переводчик шведской поэзии, выпустив «Мельнскую элегию» Гуннара Экелёфа (Ad Marginem), а затем «Завещание Девочки-Машины» Иды Линде (2017, Арго-Риск) и «Избранное» Гуннара Экелёфа (2018, Порядок слов).

Автор иллюстрации на обложке книги — Serge Vilco.

Магия чисел. Презентация книги Жана Жене «Рембрандт»

05 Мар 2019
автор poryadokslov

5 марта в 19:30 в Порядке слов состоится презентация книги Жана Жене «Рембрандт». Участвуют переводчик книги Алексей Шестаков и специалист по творчеству Ж. Жене, переводчик Алла Смирнова.

В книге собраны три текста о Рембрандте, написанные в 1950–1960-х годах выдающимся французским писателем Жаном Жене (1910–1986), который вынашивал замысел большой книги о голландском живописце, так и не получивший осуществления. Размышления об искусстве Рембрандта и о событиях его жизни переплетаются в этих текстах с изложением личного опыта Жене и его попытками разобраться в самом себе. Книгу дополняет библиографический очерк, в котором кратко прослежена история интереса Жене к творчеству Рембрандта.

«Только такие истины, которые невозможно подтвердить, и даже „ложные“ — те, что мы можем продумать до конца, не зайдя в тупик абсурда, лишь ценой отрицания их и себя самих, — заслуживают возвеличивания в произведении искусства. Им заказано счастье или несчастье найти когда бы то ни было практическое применение. Пусть же они живут в песне, которую пробуждают и которой становятся».
Ж. Жене.

Обратите внимание: сейчас у нас проходит «Магия чисел» — большая распродажа книг издательства Ad Marginem.

Магия чисел. Презентация книги «О режиссуре фильма» Дэвида Мэмета. Кинопоказ фильма «Все меняется»

03 Мар 2019
автор poryadokslov

3 марта в 19:30 в Порядке слов кинокритик и редактор журнала «Сеанс» Никита Смирнов представит книгу «О режиссуре фильма» Дэвида Мэмета (Ad Marginem, 2019), расскажет об учебном методе Мэмета, а также об особенностях его драматургии и режиссерской фильмографии. После лекции состоится показ фильма «Все меняется» (1988).

Дэвид Мэмет — классик американской драматургии («Гленгарри Глен Росс», «Олеанна»), сценарист фильмов «Ронин», «Неприкасаемые», «Плутовство», театральный и кинорежиссер. Создатель особой манеры диалогов, которую окрестили Mamet speak, преподаватель сценарного мастерства. В 1991 году вышла его книга «О режиссуре фильма», в основу которой легли лекции, прочитанные Мэметом в киношколе при престижном Колумбийском университете. Книга быстро стала классической и выдержала несколько переизданий.

В 2019 году книга впервые выходит на русском в издательстве Ad Marginem в переводе Виктора Голышева. «Страсть, ясность, преданность, ум — ровно то, чего можно ждать от Мэмета», говорил о ней режиссер Сидни Люмет, поставивший по сценарию Мэмета фильм «Вердикт».

Обратите внимание: сейчас у нас проходит «Магия чисел» — большая распродажа книг издательства Ad Marginem.

Магия чисел. Презентация книги Брюса Альтшулера «Авангард на выставках»

01 Мар 2019
автор poryadokslov

1 марта в 19:30 в Порядке слов состоится презентация книги Брюса Альтшулера «Авангард на выставках» (М.: Ад Маргинем, 2018). Участвуют переводчик книги Екатерина Курова искусствовед и переводчица Ольга Гарикова и редактор Алексей Шестаков.

В книге «Авангард на выставках. Новое искусство в XX веке», увидевшей свет в 1998 году и с тех пор успевшей стать классической, американский историк искусства Брюс Альтшулер прослеживает историю художественного авангарда сквозь призму девятнадцати экспозиций: от парижского Осеннего салона 1905 года, давшего рождение фовизму, до рубежной выставки «Когда отношения становятся формой», организованной в 1969 году Харальдом Зееманом в Кунстхалле Берна.

Обратите внимание: сейчас у нас проходит «Магия чисел» — большая распродажа книг издательства Ad Marginem.

Магия чисел. Круглый стол «Зачем читать „Кино“ Ж. Делеза?»

28 Фев 2019
автор poryadokslov

28 февраля в 19:30 в Порядке слов состоится круглый стол «Зачем читать „Кино“ Ж. Делеза?»

Предлагаем обсудить:
— «Кино» Ж. Делеза и кино
— «Кино» Ж. Делеза и Ж. Делез
— «Кино» Ж. Делеза: казус или тенденция?

Во встрече принимают участие:
Артем Радеев — доктор философских наук, преподаватель Института философии и факультета свободных искусств и наук СПбГУ, организатор открытых семинаров «Смотреть Делеза»;
Александр Погребняк — философ;
Ксения Капельчук — магистр философии (ЕУ СПб), соорганизатор открытых семинаров «Смотреть Делеза»;
Константин Тимашов — аспирант (РГПУ им. А.И.Герцена), переводчик Ж.Делеза, автор работ по семиотике кино.

После встречи состоится показ короткометражных фильмов с участием Х.Лэнгдона, С.Лорела и О.Харди, братьев Маркс и их обсуждение a la Делез и не-Делез.

Обратите внимание: сейчас у нас проходит «Магия чисел» — большая распродажа книг издательства Ad Marginem.

Показ фильма «Франция» Адриана Каэтано с Натальей Казуровой

27 Фев 2019
автор poryadokslov

27 февраля в 19:30 в Порядке слов Наталья Казурова представит фильм «Франция» (Аргентина, 2009, 78 мин.) режиссера Адриана Каэтано. В программе вечера дискуссия со зрителями.

Мы продолжаем рассказывать о нетривиальных фильмах национальных кинематографий мира. На сей раз речь пойдет о кинематографе Аргентины. К просмотру будет предложен фильм «Франция» Адриана Каэтано, стоявшего у истоков зарождения Нового аргентинского кино. Неоднократный призер национальных и международных фестивалей Каэтано на сегодняшний день является одним из наиболее титулованных аргентинских режиссеров. Конкуренцию ему, пожалуй, могут составить только Пабло Траперо и Лисандро Алонсо. Творческие устремления А. Каэтано менялись на протяжении всей его карьеры, впрочем, как менялось и само аргентинское кино. Вычурные малобюджетные фильмы, остросюжетные жанровые картины и сериальные работы – все это сегодня Адриан Каэтано. В лучших картинах режиссера нашли отражение масштабные политические разоблачения, немощь страны в экономической сфере, вопросы социального неравенства и пр. Вместе с тем Каэтано всегда чуток и неравнодушен к судьбе отдельно взятого человека с его скромной, но не менее важной жизненной правдой. Картина «Франция» не является исключением.

Наталья Казурова — к. и. н., кинообозреватель, координатор программы Международного фестиваля короткометражного кино и анимации OpenCinema-2014, программный директор Международного кинофестиваля «Дни этнографического кино» (2016, 2018).

Т. Л. Никольская. Хозяйка башни: Лидия Дмитриевна Зиновьева-Аннибал

26 Фев 2019
автор poryadokslov

26 февраля в 19:30 в Порядке слов состоится пятая лекция Татьяны Львовны Никольской из цикла «Театрализация жизни и авангардное поведение. Россия/Грузия, первая половина XX века».

Тема — «Хозяйка башни: Лидия Дмитриевна Зиновьева-Аннибал».

Никольская Татьяна Львовна — литературовед, библиотекарь, мемуаристка, исследовательница русского авангарда. Окончила филологический факультет Ленинградского университета. Публикует научные работы с 1967 г., когда ею совместно с мужем Л. Н. Чертковым была осуществлена первая за более чем 30 лет публикация стихов Константина Вагинова. Никольская — специалист, главным образом, по русской поэзии и прозе 1910-1930-х гг. (Софья Парнок, Сергей Нельдихен, Леонид Добычин, Игорь Терентьев, Илья Зданевич, Александр Туфанов, Юрий Марр и др.), а также по русско-грузинским литературным связям первой трети XX века. Ею подготовлены первые или наиболее полные издания этих авторов. С середины 1990-х гг. публикует также мемуарно-исследовательские этюды о своих современниках.

Невиданное кино: «Сторк» Тима Бёрсталла

24 Фев 2019
автор poryadokslov

24 февраля в 19:30 в Порядке слов Алексей Гусев в цикле Невиданное кино покажет фильм «Сторк» Тима Бёрсталла.

Раз уж на протяжении всего уходящего года мы праздновали юбилей событий 68-го, показывая фильмы разнообразных «новых волн», то и закончить его следует так же. Ибо может показаться, что до Уира и Джорджа Миллера в Австралии кино почитай что и не было, — а оно было, и австралийская новая волна — пожалуй, высшая его точка. Там свои маоисты и марксисты, свои бегуны на длинные дистанции, свои четвёрки в пиджачках, свои пляски до упаду в кислотных цветах и своя манера лихо расстреливать истэблишмент из подручных средств. И центральный фильм движения — «Сторк» Тима Бёрсталла, хоть и снятый уже в 1971-м (что поделать, там другой временной пояс и другой временной счёт), но до краёв исполненный энергией 60-х. В заглавной роли — главная икона движения, Брюс Спенс, своего рода местная версия Дэвида Уорнера, позднее ставший известным всем и каждому как фрик-авиатор из «Безумного Макса-2». Те же, кто почему-нибудь не ценит высокое искусство, смогут полюбоваться на дебют Хельмута Бакаитиса, несомненно, знакомого им в образе Архитектора Матрицы. В общем, как и положено фильму «новой волны», здесь каждый сможет настроиться на любезную ему волну. Пусть даже на экране будут сплошные антиподы.

Ф-письмо: Sci-Hub Александры Элбакян

24 Фев 2019
автор poryadokslov

24 февраля в 17:00 в Порядке слов в рамках проекта Ф-письмо состоится выступление Александры Элбакян, создателя известного научного проекта Sci-Hub.

Александра Элбакян: «„Великих женщин не бывает“ — этот аргумент можно часто услышать от противников равноправия. И действительно, на первый взгляд, в истории было значительно меньше женщин, которые добились каких-то интересных результатов, чем мужчин. Но неужели все дело в том, что женщины от природы менее талантливы? Нет: есть множество причин, таких как запрет девочкам получать образование. Но достижения женщин были, просто вычеркивались из истории. На современном примере освещения одного научного проекта в СМИ мы рассмотрим, как это могло осуществляться».

Недавнее