Блокада. Кино. Оттепель. Показ фильма «Подвиг Ленинграда»

11 Июнь 2018
автор poryadokslov

11 июня в 19:30 в Порядке слов пройдёт показ фильма Ефима Учителя и Валерия Соловцова «Подвиг Ленинграда» с историческим комментарием Алексея Павловского (Европейский университет в Санкт-Петербурге).

«Подвиг Ленинграда» (СССР, 1959, 50 мин.) — это первый документальный фильм, популяризировавший образ Тани Савичевой и ее дневника, показательный пример того, как во время «оттепели» блокадный киноархив гуманизировался и персонализировался.

Приглашаются все, кому интересно узнать, как формировался один из ключевых элементов памяти о блокаде Ленинграда — в те годы, когда образ Савичевой еще не был застывшим мифом, а казался новаторским и необычным.

Невиданное кино: «Хорошая любовь»

10 Июнь 2018
автор poryadokslov

10 июня в 19:30 Алексей Гусев в цикле «Невиданное кино» представит фильм «Хорошая любовь» (реж. Франсиско Регуэйро).

«Новая волна» была везде, совсем везде, даже в фашистской Испании. Ещё до реформы кинопроизводства и цензуры, давшей нам великое позднефранкистское кино, — с каталонским авангардом, Саурой и вообще Эрисе, — здесь уже было принято неторопливо бродить по улочкам, вплавляя томление души и нетерпение чувств в незыблемую реальность жизненного уклада. В «Хорошей любви», дебютном фильме Франсиско Регуэйро, — ныне давно уж ушедшего на покой и полузабытого, — стылое время замкнувшейся в себе страны окружает героев осенней меланхолией, сквозь которую тускло мерцают несбыточные надежды юности и тихие восторги любви. Возможно, здесь не сыщешь ярких формальных новшеств, которыми в 60-е упивались коллеги-ровесники Регуэйро во Франции или там Чехословакии; зато здесь есть авторская интонация, тщетно пытающаяся не заметить, что эпохой и страной она обречена на невостребованность.

Презентация новых книг Михаила Ерёмина

09 Июнь 2018
автор poryadokslov

9 июня в 19:30 состоится презентация двух книг поэта Михаила Ерёмина«Санкт-Петербург Светозара Острова и Михаила Ерёмина» (СПб., 2018) и «Его, Ему, Им и о нём» (СПб.: Юолукка, 2018). В презентации примет участие главный редактор издательства «Юолукка» Олег Дмитриев.

Михаил Ерёмин родился в 1936 году на Кавказе. Окончил институт им. А. И. Герцена. С 1957 г. входил в одну из самых ранних ленинградских групп неподцензурной поэзии, впоследствии получившей название «филологическая школа», или УВЕК (по первым буквам фамилий участников: Уфлянд-Виноградов-Ерёмина-Кулле). Лауреат премии Андрея Белого (1998). Автор десяти сборников стихотворений (1986-2017).

Светозар Остров родился в 1941 году в Ленинграде. Окончил факультет графики Института живописи, скульптуры и архитектуры им И. Е. Репина. Участник и лауреат многочисленных выставок книжной графики и иллюстрации в России и за рубежом, в том числе биеннале иллюстрации в Болонье (Италия), Братиславе (Словакии) и Лейпциге (Германия). Работы художника хранятся в музеях и частных коллекциях Великобритании, России, США, Франции и других стран.

Фотография Николая Симоновского.

Презентация монографии Михаила Богатырева «Архимандрит Евфимий и Казанский храм»

08 Июнь 2018
автор poryadokslov

8 июня в 19:30 в Порядке слов состоится презентация монографии парижского поэта и культуролога Михаила Богатырева «Архимандрит Евфимий и Казанский храм» (Париж – СПб, Стетоскоп, 2018), в ходе которой автор и редактор сетевого журнала «Эстетоскоп» А. Елеуков обсудят феномен герметического текста, специфику культурных маргиналий — в частности, речь пойдет о перспективах и возможностях фоносемантики. Слушатели смогут принять участие в беседе и присоединиться к дискуссии.

Фоносемантика (на перекрестке поэзии и религиозно-философской традиции). Внимание автора сосредоточено на самой загадочной фигуре парижской интеллектуальной школы — архимандрите Евфимии (мирское имя — Григорий Вендт, 1896-1973). В то время как наследие В. В. Зеньковского, А. Н. Бердяева, С. Н. Булгакова изучено достаточно хорошо, мистическая поэзия и своеобразное «лингвобогословие» отца Евфимия совершенно не известны специалистам, а многие из его рукописей утрачены. Делая упор на «примат языка» в осмыслении сложных онтологических антиномий, архимандрит Евфимий попытался объединить в своем творчестве энергемы А. Ф. Лосева и категории Канта. Вслед за Хлебниковым и футуристами он наделял смыслом фонему, звук. В итоге написанный отцом Евфимием трактат оказался на перекрестье самых трудновоспринимаемых жанров литературного и философского творчества: визуальной поэзии, зауми, культурологической кабалистики.

Поэт и эссеист Михаил Богатырев родился в Ужгороде, окончил факультет психологии ЛГУ. С 1993 по 2010 гг. редактировал парижский независимый альманах «Стетоскоп». Состоит в Ассоциации русских писателей (AARP), в международной литературной Академии ZAUM (2008) и в ассоциации друзей Казанского скита (Муазне). С 2010 года исследует богословское наследие русской эмиграции во Франции. Выступал с докладами в Музее Авангарда (СПб), Доме-музее Ахматовой (СПб), Библ. им. Лосева (Москва). Золотой призер литературного фестиваля «Эмигрантская Лира-2016» (Льеж).

Презентация книги Валерии Косяковой «Апокалипсис Средневековья: Иероним Босх, Иван Грозный, Конец Света»

06 Июнь 2018
автор poryadokslov

6 июня в 19:30 в Порядке слов состоится лекция и презентация книги Валерии Косяковой, «Апокалипсис Средневековья: Иероним Босх, Иван Грозный, Конец Света» (М.: АСТ, 2018).

Эта книга рассказывает о важнейшей, особенно в средневековую эпоху, категории — о конце света, об ожидании конца света. Главный герой, как и основной образ этой книги — апокалипсис. Однако что такое апокалипсис? Как он возник? Каковы его истоки? Почему образ тотального краха стал столь вездесущ и даже привлекателен? Что общего между Откровением Иоанна Богослова, картинами Иеронима Босха и зловещей политической деятельностью Ивана Грозного?

Автор анализирует многообразие репрезентативных измерений апокалипсиса — мифы, предания, канонические и визуальные тексты, фольклор и апокрифы, выявляя традиционное и явное, официальное и маргинальное, скрытое и фантазматическое, идеологическое и политическое. Особое внимание в книге уделяется специфическим переживаниям накануне Нового времени, анализу произведений Иеронима Босха, его уникальной визионерской эсхатологии, удивительным нюансам и аспектам его художественной вселенной, а также фигуре Ивана Грозного и воплощению утопических амбиций о создании Нового Иерусалима на земле, которому должен предшествовать апокалиптический хаос и страшный суд. Книга адресована как широкому читателю, так и специалисту.

Валерия Косякова — основательница гуманитарного центра Пунктум. Преподаватель УНИК, доцент РГГУ. Историк и теоретик культуры, преподаватель, специалист по визуальной культуре и средневековой истории.

Презентация книги «Сюрреализм. Воззвания и трактаты международного движения с 1920-х годов до наших дней»

05 Июнь 2018
автор poryadokslov

5 июня в 19:30 в Порядке слов состоится презентация книги «Сюрреализм. Воззвания и трактаты международного движения с 1920-х годов до наших дней» (М.: Гилея, 2018). В презентации примут участие Елена Гальцова и Вера Заварзина. Модератор вечера — Александр Скидан.

Антология манифестов, деклараций и трактатов сюрреалистов разных стран, охватывающая почти столетний период. Это направление мысли, известное в России в основном по литературным или живописным работам, здесь предстаёт в своей главной ипостаси — социально-политической, как революционное учение о преобразовании мира. Большинство текстов переведено впервые для настоящего издания. Книга содержит подробный комментарий, в ней более 60 документальных иллюстраций.

Елена Гальцова — профессор кафедры Истории зарубежной литературы филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, ведущий научный сотрудник ИМЛИ РАН, автор монографии «Сюрреализм и театр. К вопросу о театральной эстетике французского сюрреализма» (М.: РГГУ, 2012).

Вера Заварзина — арт-критик, куратор Музея сновидений Зигмунда Фрейда.

13-й Фестиваль новых поэтов. Второй день

03 Июнь 2018
автор poryadokslov

2 и 3 июня в 17:00 в Порядке слов состоится 13-й Фестиваль новых поэтов. Куратор фестиваля — Дарья Суховей.

Программа второго дня Фестиваля.

3 июня 17:00—18:30

Анна Гринка (Балашиха, Московская область)
Анна Лукашенок (Екатеринбург)
Лариса Йоонас (Кохтла-Ярве, Эстония)
Владимир Коркунов (Москва)
Ева Ермакова (Самара)

3 июня 19:30—21:00

Нина Александрова (Екатеринбург-Москва)
Александр Малинин (Санкт-Петербург)
Санджар Янышев (Москва)
Егана Джаббарова (Екатеринбург, заочно))
Люба Ягданова (Москва)

Фестиваль проходит под патронажем СПбЛитГида с 2001 года. Традиционно в чтениях принимают участие те, кто ранее не участвовал в основной программе, каждому автору даётся 15 минут для выступления, также планируется издание каталога с биографиями и стихами.

«Фестиваль новых поэтов» — мероприятие, проводимое под патронажем СПбЛитГида с 2001 года (с пропуском 2003, 2010, 2012). С 2014 года фестиваль из ежегодного стал биеннальным, и теперь проводится в чётные годы. «Фестиваль новых поэтов» призван открывать новые имена в современной русской поэзии, проблематизировать сложившиеся точки зрения на сущность и назначение поэзии, поэтический язык и литературную географию. В 2002 фестиваль из городского стал региональным, в 2004 — общероссийским, в 2005 — международным, в 2016 году впервые прошёл в двух городах — Москве и Санкт-Петербурге. В разные годы фестиваль был площадкой для таких известных ныне поэтов, как Линор Горалик, Всеволод Зельченко, Дмитрий Кузьмин, Алина Кудряшева, Анна Русс, Федор Сваровский, Артем Верле, Вадим Банников и др. Среди открытий майского фестиваля можно упомянуть имена Алексея Афонина, Аллы Горбуновой, и Алексея Порвина, эти поэты стали в разные годы лауреатами премии «Дебют».

13-й Фестиваль новых поэтов. Первый день

02 Июнь 2018
автор poryadokslov

2 и 3 июня в 17:00 в Порядке слов состоится 13-й Фестиваль новых поэтов. Куратор фестиваля — Дарья Суховей.

Программа первого дня Фестиваля.

2 июня 17:30—19:00 в центре «Борей Арт» (Литейный, 58)

Павел Заруцкий (Санкт-Петербург)
София Камилл (Санкт-Петербург)
Наталья Казанкина (Санкт-Петербург)
Галина Рымбу (Санкт-Петербург)
Илья Семенов (Санкт-Петербург)

2 июня 19:30—21:00 в Порядке слов (Фонтанка, 15)

Иван Стариков (Гейдельберг, Германия)
Ирина Котова (Москва)
Лев Колбачев (Санкт-Петербург)
Елена Георгиевская (Калининград)
Дмитрий Сопыряев (Ульяновск)

«Фестиваль новых поэтов» — мероприятие, проводимое под патронажем СПбЛитГида с 2001 года (с пропуском 2003, 2010, 2012). Традиционно в чтениях принимают участие те, кто ранее не участвовал в основной программе, каждому автору даётся 15 минут для выступления, также планируется издание каталога с биографиями и стихами. С 2014 года фестиваль из ежегодного стал биеннальным, и теперь проводится в чётные годы. «Фестиваль новых поэтов» призван открывать новые имена в современной русской поэзии, проблематизировать сложившиеся точки зрения на сущность и назначение поэзии, поэтический язык и литературную географию. В 2002 фестиваль из городского стал региональным, в 2004 — общероссийским, в 2005 — международным, в 2016 году впервые прошёл в двух городах — Москве и Санкт-Петербурге. В разные годы фестиваль был площадкой для таких известных ныне поэтов, как Линор Горалик, Всеволод Зельченко, Дмитрий Кузьмин, Алина Кудряшева, Анна Русс, Федор Сваровский, Артем Верле, Вадим Банников и др. Среди открытий майского фестиваля можно упомянуть имена Алексея Афонина, Аллы Горбуновой, и Алексея Порвина, эти поэты стали в разные годы лауреатами премии «Дебют».

Павел Арсеньев. «Искусство творительного падежа: прагматика и медиалогия художественной мобилизации»

31 Май 2018
автор poryadokslov

31 мая в 19:30 в Порядке слов в рамках цикла встреч, посвящённых юбилею майских событий 1968 года, Павел Арсеньев выступит с докладом на тему «Искусство творительного падежа: прагматика и медиалогия художественной мобилизации».

Со времен октябрьской мобилизации поэтов до времен красного мая, начавшегося с протестов «детей синематеки», повторяется одна и та же грамматическая фигура, свидетельствующая о переходе искусства в некоторое новое состояние. Эта фигура охватывала одновременно как характер знака, модус действия семиотического актора и его отношения с миром, так и характер производственной практики, способ материально-технической организации искусства. Маяковский призывал «писать не о войне, а войной», а Годар «снимать не политическое кино, а кино политически». В обоих случаях мы имеем дело с переходом инициативы от репрезентативного режима и жанровой предикации искусства к некой его форме вовлеченности в действие, которая выражается творительным падежом и наречием. Восставшее против своего традиционного агрегатного состояния искусство обнаруживало на месте материала и жанровой принадлежности способ действия. Такое деятельностное измерение обнаруживало измерение акта, жеста и — в пределе — инструмента в искусстве, которое можно называть прагматическим и которое объединяет вопросы философии языка и вопросы политики в одном организационно-техническом ансамбле.

На примере cinétracts 68-го года и кино-листовок с Nuit Debout, текстов Маяковского и 2H Company мы проследим развитие этой грамматико-политической фигуры и обсудим релевантность ее для современного российского искусства и политики.

Павел Арсеньев — поэт, художник, теоретик. Главный редактор литературно-критического альманаха «Транслит». Лауреат премии Андрея Белого (2012). Стипендиат факультета искусств Лозаннского Университета (2013–2014), докторант Университета Женевы (с 2017 года).

[Фотография Маши Ивасенко]

Ксения Ермошина. «1968: можем не повторить?»

30 Май 2018
автор poryadokslov

30 мая в 19:30 в Порядке слов в рамках цикла встреч, посвящённых юбилею майских событий 1968 года, состоится онлайн-доклад Ксении Ермошиной «1968: можем не повторить?».

О колесе истории, рутине студенческого протеста во Франции и поисках новых форм.

Лекция основана на материалах социологического исследования о современных французских студенческих протестах, точнее на конкретной их форме — оккупации университетов. Ставшая популярной во время событий марта-июня 1968 года, эта форма коллективного действия прочно вошла в «репертуар протеста» французской молодёжи. Но является ли она до сих пор актуальной? Как современные протесты против неолиберальных реформ Макрона связаны с «духом 68»? Что такое «банализация протеста» и как из неё вырваться?

Ксения Ермошина / Ксюша Лотус — социолог и активистка, специализирующаяся на интернет-безопасности, исследованиях интернет-цензуры, социологии техники и социологии общественных движений. Ксения получила PhD в инженерной школе Mines Paris Tech (Париж), в Центре Социологии Инноваций. В данный момент работает исследователем в Citizen Lab (Университет Торонто). Также Ксения ведёт телеграм-канал Paris Burns посвященный криптоанархизму и протестным движениям.

Фотография «Ателье LaboFII»

Недавнее