Интернет-магазин +7 (931) 252-92-60

Опиши, что ты видишь: Андрей Тарковский и парадоксы модернизма

08 Июнь 2019
автор


8 июня в 19:30 в Порядке слов в рамках цикла «Опиши, что ты видишь» Вика Смирнова прочтет лекцию «Андрей Тарковский и парадоксы модернизма».

Живопись в картинах Тарковского, как правило, не претерпевает метаморфозы и выглядит не образом или символом, а цитатой. Или, еще точнее, индексом конкретной картины, за которой стоит определенный тип чувствования, культуры. Такое существование картины не входит к противоречие с теоретическими положениями автора, утверждавшего кино как абсолютно отдельный язык, не сводимый ни к театру, ни к живописи, ни к литературе, но, напротив, дает возможность понять положения Тарковского буквально. Собственно кинематограф для него всегда был в большей степени транспортом, нежели целью; в меньшей степени искусством как отдельной областью, в большей степенью искусством как способом трансцеденции. Речь здесь идет не только о принадлежности к традиции трансцендентного кинематографа, к которой относятся Одзу, Дрейер или Брессон, но о принадлежности к модернистскому типу культуры, который изначально отмечен двусмысленностью. Последняя выражается не только в идее тотального произведения, но и — что более важно — в упразднении ценности артефакта, началом традиции, для которой идеи, интрига и авторское остроумие значат ничуть не меньше, чем почерк, индивидуальный стиль и пр. В некотором смысле все современное искусство пронизано идеей искусства как трансцендентного, как поступка, стирающего границу между условным и реальным. Именно в этом смысле Тарковский может быть близок к Кандинскому или Дюшану.

Вика Смирнова (Виктория Майзель) — кинокритик, доцент кафедры драматургии и киноведения Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения (мастерская киноведения), член международного жюри ФИПРЕССИ. Публиковалась в изданиях «Искусство кино», «Театральный Петербург», «Эрмитаж», «Сеанс», «Красный», «Colta.ru», «Artrerritoria.com» и др.

Недавнее