​СОБЫТИЕ ОТМЕНЕНО Избранные стихи Михаила Сопина

28 Мар 2020
автор Дарья


Дорогие друзья, мы объявляем карантин и ОТМЕНЯЕМ это мероприятие (вернее, переносим его на неопределенный срок). Спасибо за понимание и будьте здоровы!


28 марта в 19:30 в Порядке слов
будет представлена книга избранных стихотворений Михаила Сопина. В вечере примут участие составитель и автор предисловия Татьяна Ковалькова, сын поэта Пётр Сопин и актёр театра «Русская антреприза» им. Андрея Миронова Михаил Драгунов.

В 2019 году НП «Русская культура» издало книгу вологодского поэта Михаила Сопина, открытого для русской литературы в начале 1980-х годов критиком Вадимом Кожиновым, с авторской графикой художника Дмитрия Иванщинцова (мл.).

Эта книга — внутренняя биография автора, она охватывает все периоды творчества поэта. Душа, рождённая в песенной казачьей стихии дедов, возмужавшая в ужасах войны, взбунтовавшаяся в безликости тюрьмы и лагерей, прошла свой катарсис и, очищенная, нашла свой покой в открывшемся чуде прощения. По ней угадываются и внешние обстоятельства его жизни, совпадающие с историческими вехами России в ХХ веке.

Множество стихов Сопина положено на музыку профессиональными композиторами. Он сам хорошо пел их под гитару. Авторской рефлексии в этих стихах минимально. Он выходит к архетипам народного сознания, передовая их в лаконичных, отточенных образах и неожиданных метафорах.

Минимализм авторского стиля Сопина свидетельствует о том, что мы имеем дело с особым видом письма. По мысли философа Ролана Барта «письмо» (термин введён Бартом) по своей сути — есть мораль формы. И, если авторский стиль порождается «интимной мифологией» автора, то письмо — это отклик на вызов Истории посредством языка, по сути «акт исторической солидарности». Размышляя над историей литературного слова Барт приходит к определению «нулевой степени письма» как стиранию литературности. Нулевое письмо — итог разрушения самой литературной формы: от незыблемого классического канона до канона авторского, но ради чего? Ради обретения первозданной чистоты слова, его целомудрия, ради попытки передать Живым словом Живую жизнь, попытки по сути своей трагической, ибо неосуществимой. Сложившаяся литературная форма всегда предшествует автору. Его экзистенциальный опыт в неё не вмещается. Опрощение неизбежно.

В лучших стихах Сопина этот зазор между словом и жизнью — минимален. И мы видим перед собой пронзительно честного автора.

Недавнее