Презентация монографии Михаила Богатырева «Архимандрит Евфимий и Казанский храм»

08 Июнь 2018
автор poryadokslov

8 июня в 19:30 в Порядке слов состоится презентация монографии парижского поэта и культуролога Михаила Богатырева «Архимандрит Евфимий и Казанский храм» (Париж – СПб, Стетоскоп, 2018), в ходе которой автор и редактор сетевого журнала «Эстетоскоп» А. Елеуков обсудят феномен герметического текста, специфику культурных маргиналий — в частности, речь пойдет о перспективах и возможностях фоносемантики. Слушатели смогут принять участие в беседе и присоединиться к дискуссии.

Фоносемантика (на перекрестке поэзии и религиозно-философской традиции). Внимание автора сосредоточено на самой загадочной фигуре парижской интеллектуальной школы — архимандрите Евфимии (мирское имя — Григорий Вендт, 1896-1973). В то время как наследие В. В. Зеньковского, А. Н. Бердяева, С. Н. Булгакова изучено достаточно хорошо, мистическая поэзия и своеобразное «лингвобогословие» отца Евфимия совершенно не известны специалистам, а многие из его рукописей утрачены. Делая упор на «примат языка» в осмыслении сложных онтологических антиномий, архимандрит Евфимий попытался объединить в своем творчестве энергемы А. Ф. Лосева и категории Канта. Вслед за Хлебниковым и футуристами он наделял смыслом фонему, звук. В итоге написанный отцом Евфимием трактат оказался на перекрестье самых трудновоспринимаемых жанров литературного и философского творчества: визуальной поэзии, зауми, культурологической кабалистики.

Поэт и эссеист Михаил Богатырев родился в Ужгороде, окончил факультет психологии ЛГУ. С 1993 по 2010 гг. редактировал парижский независимый альманах «Стетоскоп». Состоит в Ассоциации русских писателей (AARP), в международной литературной Академии ZAUM (2008) и в ассоциации друзей Казанского скита (Муазне). С 2010 года исследует богословское наследие русской эмиграции во Франции. Выступал с докладами в Музее Авангарда (СПб), Доме-музее Ахматовой (СПб), Библ. им. Лосева (Москва). Золотой призер литературного фестиваля «Эмигрантская Лира-2016» (Льеж).

Павел Арсеньев. «Искусство творительного падежа: прагматика и медиалогия художественной мобилизации»

31 Май 2018
автор poryadokslov

31 мая в 19:30 в Порядке слов в рамках цикла встреч, посвящённых юбилею майских событий 1968 года, Павел Арсеньев выступит с докладом на тему «Искусство творительного падежа: прагматика и медиалогия художественной мобилизации». Также в дискуссии примет участие Никита Сунгатов.

Со времен октябрьской мобилизации поэтов до времен красного мая, начавшегося с протестов «детей синематеки», повторяется одна и та же грамматическая фигура, свидетельствующая о переходе искусства в некоторое новое состояние. Эта фигура охватывала одновременно как характер знака, модус действия семиотического актора и его отношения с миром, так и характер производственной практики, способ материально-технической организации искусства. Маяковский призывал «писать не о войне, а войной», а Годар «снимать не политическое кино, а кино политически». В обоих случаях мы имеем дело с переходом инициативы от репрезентативного режима и жанровой предикации искусства к некой его форме вовлеченности в действие, которая выражается творительным падежом и наречием. Восставшее против своего традиционного агрегатного состояния искусство обнаруживало на месте материала и жанровой принадлежности способ действия. Такое деятельностное измерение обнаруживало измерение акта, жеста и — в пределе — инструмента в искусстве, которое можно называть прагматическим и которое объединяет вопросы философии языка и вопросы политики в одном организационно-техническом ансамбле.

На примере cinétracts 68-го года и кино-листовок с Nuit Debout, текстов Маяковского и 2H Company мы проследим развитие этой грамматико-политической фигуры и обсудим релевантность ее для современного российского искусства и политики.

Павел Арсеньев — поэт, художник, теоретик. Главный редактор литературно-критического альманаха «Транслит». Лауреат премии Андрея Белого (2012). Стипендиат факультета искусств Лозаннского Университета (2013–2014), докторант Университета Женевы (с 2017 года).

[Фотография Маши Ивасенко]

Ксения Ермошина. «1968: можем не повторить?»

30 Май 2018
автор poryadokslov

30 мая в 19:30 в Порядке слов в рамках цикла встреч, посвящённых юбилею майских событий 1968 года, состоится онлайн-доклад Ксении Ермошиной «1968: можем не повторить?».

О колесе истории, рутине студенческого протеста во Франции и поисках новых форм.

Лекция основана на материалах социологического исследования о современных французских студенческих протестах, точнее на конкретной их форме — оккупации университетов. Ставшая популярной во время событий марта-июня 1968 года, эта форма коллективного действия прочно вошла в «репертуар протеста» французской молодёжи. Но является ли она до сих пор актуальной? Как современные протесты против неолиберальных реформ Макрона связаны с «духом 68»? Что такое «банализация протеста» и как из неё вырваться?

Ксения Ермошина / Ксюша Лотус — социолог и активистка, специализирующаяся на интернет-безопасности, исследованиях интернет-цензуры, социологии техники и социологии общественных движений. Ксения получила PhD в инженерной школе Mines Paris Tech (Париж), в Центре Социологии Инноваций. В данный момент работает исследователем в Citizen Lab (Университет Торонто). Также Ксения ведёт телеграм-канал Paris Burns посвященный криптоанархизму и протестным движениям.

Фотография «Ателье LaboFII»

«(Бес)порядок слов». Поэтические чтения

29 Май 2018
автор poryadokslov

29 мая в 19:30 в Порядке слов пройдут поэтические чтения «(Бес)порядок слов», посвящённые майским событиям 1968 года.

В чтениях примут участие Дмитрий Голынко, Елена Костылева, Павел Арсеньев, Настя Денисова, Александр Скидан, Констанин Шавловский, Алла Горбунова, Влад Гагин, Никита Сафонов, Елена Ревунова, Сергей Финогин, Елена Фофанова, Никита Сунгатов, Роман Осминкин и кооператив «Техно-поэзия». (Список выступающих уточняется)

В истории не было, наверное, более «поэтичной» революции, чем Красный май — 1968. И этому есть ряд причин.

Во-первых, так как революцию первыми инициировали грамотные студенты, она была изначальна заражена словом: французский историк Мишель де Серто писал, что «в Мае 68-го революционеры овладели словом так же, как в 1789 году — Бастилией», имея в виду многочисленные народные мастерские плакатов, настенные граффити и другие виды агитации, которые способствовали выводу «дискурсов на улицу».

Во-вторых, сами революционные студенты («Движение 22 марта») во многом были «вскормлены» идеями Ситуационистского интернационала — движением ситуационистов, которое — в свою очередь — возникло из практик леттристов и ультралеттристов — неоавангардных поэтов, радикализировавших — уже в свою очередь — техники дадаистов.

Ну и в третьих, именно поэзия — как самый «быстрый» вид искусства — может угнаться за ней, дать ей свой язык и голос, получая взамен рваный ритм строки, силу воображения и практически метафорическую скорость смены событий.

Так случилось в 1968-м — поэзия и революция сошлись, выражаясь словами Геральда Раунига, по трансверсали и оплодотворили друг друга. Поэзия и революция совершались одними и теми же агентами: только демонстрации, забастовки, оккупации университетов, баррикады, кровь — делали слова революционеров одновременно поэтичными и аргументативными. Как только революция сошла на нет, от нее отделилась и поэзия, став из поэзии улиц и революции — поэзией о революции.

Поэтому сегодня, в обычные, реакционные, контрреволюционные будни российского капиталистического авторитаризма — мы будем читать стихи о революции, припоминая бывшие и воспитывая будущие революции. Предуготавливая слово к новой схватке, которая, быть может, никогда не случится. А может быть, разрешится здесь же — в порядке слов. Ведь как писал Альтюссер, порой классовая борьба заключается в выборе того, а не другого слова.

Опиши, что видишь: «Эрик Ромер, "Маркиза фон О"»

27 Май 2018
автор poryadokslov

27 мая в 19:30 в Порядке слов состоится лекция Вики Смирновой из цикла «Опиши, что видишь».

После лекции будет показ фильма «Маркиза фон О» (реж. Эрик Ромер, 1976, 102 мин.).

Конфликт между «видеть» и «говорить» — любимый сюжет Эрика Ромера. В «Маркизе фон О», экранизации одноименного рассказа Г. фон Клейста он раскрывается через диалектику отношений литературы и живописи. «Маркиза» — про телесный алфавит жестов и поз. О страсти и кротости, любви и смирении здесь говорят на языке революционной живописи Давида и эротических фантазий Фюссли.


«Пустыня Ленинграда»: поэтический спектакль театральной студии Школы Seasons

26 Май 2018
автор poryadokslov

26 мая в 19:30 в Порядке слов состоится вечер памяти Снятия Блокады Ленинграда. В программе вечера — поэтический спектакль театральной студии Школы Seasons «Пустыня Ленинграда».


В 2017 году в нью-йоркском издательстве Ugly Duckling Presse вышла двуязычная антология блокадной поэзии поэтов постобэриутского поколения «Written in the Dark», собранная и подготовленная Полиной Барсковой, поэтом, филологом и ученым, изучающим культуру блокадного Ленинграда. В антологию вошли стихи пяти авторов, находившихся в Ленинграде во время блокады. В 2017 книга вышла на русском: «Блокада. Свидетельства о ленинградской блокаде». В сборник вошли стихи следующих авторов:

Геннадий (Гдалий Самуилович) Гор
Стихи были написаны между июлем 1942 года и 1944 годом, когда началась эвакуация. Первые месяцы зимы он провел в блокадном Ленинграде.

Дмитрий Евгеньевич Максимов
Пережил в Ленинграде первую зиму блокады. Позже был эвакуирован с Ленинградским государственным университетом и оставшиеся годы войны провел в Иваново и Казани, читая лекции.

Сергей Борисович Рудаков
В первые дни войны был призван в морскую пехоту. Воевал на Ленинградском фронте, был тяжело ранен, около шести месяцев лечился в госпиталях Ленинграда. В этот период и были написаны блокадные стихи.

Владимир Васильевич Стерлигов
22 июля 1941 года призван по мобилизации в 47-й запасной артиллерийский полк, находился на фронте, идущем по реке Сестре. В 1942 был контужен, находился на излечении в полевом госпитале. Награжден боевой медалью «За оборону Ленинграда».

Павел Яковлевич Зальцман
Первый блокадный год работал проектировщиком маскировочных работ на обороне Ленинграда. Родители погибли от голода в блокадном Ленинграде зимой 1941–1942 года. 27 июля 1942 года был эвакуирован из города с «Ленфильмом».

В спектакле прозвучат стихи поэтов в исполнении выпускников театральной студии Школы Seasons.

Режиссерская группа, педагоги курса: Виктор Алферов, Лия Возлюбленная, Федор Степанов
Художник-постановщик: Дмитрий Разумов
Композитор: Наталья Соколовская
Реквизит: Анастасия Никонова, Анатолий Безматённый


Возрастные ограничения: 16+

Показ фильма «Топорище». Николай Борц

25 Май 2018
автор poryadokslov

25 мая в 19:30 в Порядке слов в рамках проекта «Шукшин. Палитра героя» пройдёт показ короткометражного фильма «Топорище», который представят режиссёр Николай Борц и куратор проекта Ксения Богданович. Также программе вечера дискуссия со зрителями.

Фильм «Топорище» — обладатель приза за лучший фильм КФ «Питеркит», (Санкт-Петербург, 2005), 3-й приз в категории «Игровое кино» на фестивале студенческих и дебютных фильмов «Святая Анна» (Москва, 2006), диплома жюри конкурса «Кинотавр. Короткий метр» с формулировкой «За непретенциозную и внятную режиссуру» на ОРКФ «Кинотавр» (Сочи, 2006).

Николай Борц родился в 1980 году. В 2008-м окончил Санкт-Петербургский университет кино и телевидения, мастерская режиссуры игрового кино К.С.Лопушанского и В.В.Смирнова.

«Шукшин. Палитра Героя» — мультижанровый проект, переосмысляющий творчество Василия Шукшина с помощью нового визуального языка, театральных и кинематографических форм.

Показ фильма Александра Клюге «Артисты под куполом цирка: беспомощны»

24 Май 2018
автор poryadokslov

24 мая в 19:30 в Порядке слов на встрече, посвящённой 50-летию событий мая 1968-го года, кинокритик Алексей Артамонов покажет фильм немецкого режиссёра Александра Клюге «Артисты под куполом цирка: беспомощны» (ФРГ, 1968, 103 мин.).

Литератор, теоретик, инициатор знаменитого Оберхаузенского манифеста, Александр Клюге положил начало «новому немецкому кино», восставшему против кино «папиного» точь-в-точь, как немецкие студенты несколько лет спустя ополчатся против остававшихся во власти нацистов — «поколения Освенцима». Радикальный революционный запал молодых новых левых Клюге тем не менее не разделял, хотя формально был самой что ни на есть частью движения: учился у Адорно и именно благодаря ему пришел в кино. Пост-Годар и пре-Фароки, эссеист, приверженец коллажного, полудокуменального-полуигрового метода, авангардистскому пафосу обновления он предпочитал, по собственному выражению, позицию «партизана арьергарда», прикрывающего цеховые тылы и возрождающего менее милитантные версии коллективистских утопий. «Артисты под куполом цирка», один из его лучших фильмов, снятый уже после убийства протестанта Бенно Онезорге и конденсировавший в себе основные противоречия и фрустрации 68-го — трагикомическая аллегория беспомощности ангажированного художника в эпоху развитого капитализма. Как потом рассказывал Клюге, картина была его прямой реакцией на визит в захваченную молодыми марксистами Берлинскую киношколу, где одного из главных в будущем немецких левых интеллектуалов разъяренные студенты, в числе которых был и молодой тогда Харун Фароки, закидали тухлыми яйцами за отказ подчинять кино задачам революции.

​Олег Пленков. «Культурная революция мая 1968»

24 Май 2018
автор poryadokslov

24 мая в 17:30 в Порядке слов состоится лекция «Культурная революция мая 1968», которую прочтёт специалист по новейшей истории, профессор и преподаватель СПбГУ Олег Пленков.

Речь пойдёт о майских событиях, когда весёлые и злые демонстранты строили баррикады в Латинском квартале, разбирали брусчатку на бульваре Сан-Мишель и кричали «под асфальтом пляж!». Все началось с камней в окна университета, а закончилось одним из великих потрясений Франции со времён Революции.

Il est interdit d’interdire!

Лекция организована совместно с журналом ПОСТ.


Визуальная антропология: «Я тебя люблю»

23 Май 2018
автор poryadokslov

23 мая в 19:30 в Порядке слов в рамках цикла «Визуальная антропология» Илья Утехин покажет фильм «Я тебя люблю».

«Я тебя люблю» (Павел Костомаров, Александр Расторгуев, 2010, 81 мин.) — экспериментальный фильм, где непрофессиональные актеры снимают как бы документальные материалы про самих себя, реализуя замысел режиссеров.

Недавнее