Советская архитектура дважды пережила смену вех. Впервые это случилось в начале 1930-х, когда волна авангардных исканий была направлена в русло традиционалистского формообразования. Второй раз — в середине 1950-х, когда, в свою очередь, идеализация исторического прошлого была яростно разоблачена. Архитектурное потеряла свое место среди великих искусств, но вместе с тем оно и лишилось жесткого иеалогического контроля.
Термин архитектурный модернизм уже достаточно плотно закрепился в публикациях по истории отечественной архитектуры. Наряду с авангардом начала XX века, к нему относят архитектурные постройки огромного временного отрезка, начиная с середины 1950-х годов и заканчивая концом XX века.
Книга-исследование посвящена становлению нового архитектурного стиля — модернизма, его реализованным и заведомо утопическим проектам. Оно происходило через создание знаковых конкурсных проектов: павильона СССР на Всемирной выставке в Брюсселе 1958 года — первого послевоенного выступления Советского Союза на международной арене, павильоне Всесоюзной строительной выставки в Останкино 1956 года, которая не была построена, но поразила совре5менников своей высокотехнологичной и передовой для того времени архитектурой, и др.Работа подготовлена на основе материалов из собрания Государственного музея архитектуры имени А. В. Щусева и частных архивов архитекторов. проекты и постройки архитекторов А. Т. Полянского, И. А. Покровского, Ф. А. Новикова, Г. Г. Вегмана, К. С. Мельникова, М. В. Посохина, А. А. Мндоянца и других демонстрируются как в авторской графике, так и на материале исторической фотосъемки.