Проект Балтия. №04/16 - 01/17 (29)

Нет в наличии
 
525 Р
26854

Аалто, как утверждает финский теоретик архитектуры Юхани Палласмаа, одним из своих основных методов проектирования сделал коллаж. Согласно этому авангардному принципу создавалась им композиция виллы Майреа, собственного дома мастера, задуманного как прототип для жизненного пространства поколений грядущего бесклассового общества. В истории архитектуры XX века заслуга адаптации дерева к нуждам промышленной цивилизации принадлежит именно Аалто и созданной им традиции, которая и сегодня питает архитекторов страны Суоми. Множество финских загородных домов, представленных за 10 лет существования нашего издания, являются интерпретациями виллы Майреа. Не теряет актуальности и метод коллажа: так, Матиас Нюстрём возводит свой коттедж, применяя семь типов древесины (с. 83), а Пекка Хелин набирает объем своего (с. 55) из как бы отдельных вертикалей, что делает сооружение похожим на вязанку наколотых дров.

Использовав деревоклееный материал – фанеру, изогнув ее согласно плавной S-образной кривой, найденной в конфигурациях границы воды и суши, Аалто сумел потеснить металл и стекло в дизайне мебели и интерьера. И сегодня у его экспериментов есть продолжатели, причем не только в самой Финляндии (с. 35). Однако Аалто не мог предположить, что в 2010-х годах в активную фазу войдет использование CLT (перекрестно ламинированной древесины) и что, в результате применения подобных технологий, архитекторы примутся проектировать деревянные небоскребы, благодаря же хирургически точной резке (CNC) станут создавать объекты, по своим формам далекие от того, на что похоже дерево в его живом состоянии, а равно и от того, как его трактовали мастера-плотники прошлых столетий.

Аалтовский коллаж – комбинация из различных объемов и материалов, сосуществующих в едином произведении и вместе создающих целое, – сегодня оказывается потеснен гибридом – иным способом сочленения элементов, где они теряют индивидуальность внутри новой структуры, напоминающей амальгаму, сплав.

Гибридные (деревоклееные) и созданные при помощи CNC-скальпеля имиджи дают иллюзию всесильности человека в его технократическом стремлении установить тотальный контроль над природой и над себе подобными (биовласть). На фоне назревающего бума деревянного многоэтажного строительства и многочисленных параметрических экспериментов с использованием этого мягкого материала, чья индивидуальность не считывается безразличной оптикой алгоритмов и роботов, традиция «органического модернизма» Аалто, с его бережным использованием древесины, выглядит консервативной, даже ретроградной. И все же именно благодаря Аалто и заложенным им принципам, в Финляндии, России, Скандинавии, Балтии все еще возникает немало объектов – своеобразных, экспериментальных, но притом сомасштабных человеку и «помнящих» о лесном происхождении дерева. 100 лет независимости, в нынешнем году отмечаемые Финляндией, – это еще и век независимости архитектурной мысли страны, создавшей собственную версию модернизма, в центре которой стоит идея использования природных материала и образности ради лучшего будущего людей. Дерево финской школы, несмотря на глобальное изменение дизайн-климата, технологический прессинг и акселерацию информационного обмена, продолжает возвышаться над окружающим архитектурным ландшафтом. Оглядываясь на его мощный силуэт, соседи могут спокойно вести собственные творческие поиски. Пока корни питают ствол аалтовской традиции, в нашем регионе – жизнь.

Издательство:
Год:
2017

Также рекомендуем: