Проект Балтия. №02/17 - 03/17 (30)

В наличии
 
600 Р
+
28722

того, что здесь алкоголь и еда безвкусны, а удовлетворение страстей не приносит удовольствия (Фурье был бы в ужасе!). От безысходности люди пытаются покончить с жизнью, но лишены и такого исхода. Город комфортен, а жители его любезны, однако отсюда «больше не выбраться» (как и у Щеглова, но тот еще верил в возможность идеала). Всего лишь кино?

Читая ленту новостей, видишь, что высокотехнологическая утопия, где решены все бытовые проблемы, продукты доставляются на дронах, а сытость граждан гарантирована минимальным доходом, – внезапно стала ближе. Будто человечество, тысячелетиями блуждая по тропам развития цивилизации, очутилось наконец пред стенами заветного мегаполиса – земного рая, и врата его открыты. Кто-то, не оглядываясь, устремляется к ним (с. 37); кто-то замер в сомнении, вспомнив судьбы футуристов начала XX века и перечитывая грозные романы-антиутопии (с. 26). Найдутся и те немногие, кто предпочтет вернуться в леса – строить башни шаманских мистерий (с. 80). Единицы же сочтут, что подлинный город будущего еще даже не спроектирован и потребует сверхчеловеческих усилий для реализации (с. 84). все-таки большинство как бы по инерции движется к воротам, ибо это направление представляется нормальным. Вы спросите, что же будет со старыми городами? «Новая нормальность» отвечает: нужно их адаптировать, изменить функции зданий, частично их перестроить (с. 56). Нечто вроде détournement тех же ситуационистов. Центры наполнятся туристами (коими выступают и горожане) – абстрактными людьми-селфи. Для них создается «инфраструктура удовольствий» (с. 46). Их голос учтен, поскольку условия «новой нормальности» в «бесконечном городе» будут создаваться самими жителями, подобно тому как на сюжет нового сериала Содерберга «Мозаика» влияют зрители, пользуясь мобильным приложением. Автор-демиург в который раз умирает, но может ли считать себя хотя бы отчасти соавтором наш «влиятельный зритель»? «Соединяя хижины с дворцами, невежество – со знанием, сколько новых средств ты нам готовишь!», – восклицал некогда Клод Леду (1804). Количество вариаций средств (Маклюэн) оказалось воистину неограниченным, но странно: гибридизация не приводит к образованию новых сущностей; осколки целого лишь предстают в бесчисленных (однако исчислимых машиной) сочетаниях, по сути не меняя ничего: мартышкины манипуляции с очками.Философ Рэй Брассье, оправдывая прометеизм, недоумевает, почему «нарушение равновесия [между дарованным человеку и сделанным им] неминуемо разрушительно», тут же, впрочем, отмечая, что «рациональность действительно включает в себя элементы дикости» (ср. с. 109). Стремление «преодолеть оппозицию между разумом и воображением» логично приводит к ксеноархитектуре (см. о TAB на с. 6). Окажись человек в постгуманистическом городе и вправду неуместным, что толку в футурологии? И все же надежда на лучшее неистребима: «Сердце в будущем живет; / Настоящее уныло», – сказал поэт. Если же унылым мнится будущее, стоит всмотреться в прошлое (с. 94).

Владимир Фролов


Содержание:

  • 6 События
  • 25 Будущее
  • 26 Брайан Хэттон. Будущее: построй это еще раз, Сэм
  • 33 Ангелина Давыдова. Устойчивость и проблема непредсказуемости
  • 37 Новая норма
  • 38 Эдвин Гарднер. Каким станет город будущего?
  • 46 fi. Uusi Kaupunki. Проект Lahio vuonna 2100 («Соседство 2100 года»)
  • 49 fi. Huttunen-Lipasti-Pakkanen Architects. Морской бассейн Allas, Хельсинки
  • 53 lv. DJA. Концертный павильон под открытым небом, поймы рек Двиете и Буртниеки
  • 56 «Из прошлого в будущее». Елена Миронова о голландском методе сохранения наследия
  • 60 ru. Ludi Architects. «Бутылка». Реставрация и приспособление здания тюрьмы, Новая Голландия, Санкт-Петербург
  • 65 ru. «Евгений Герасимов и партнеры», SPEECH. Комплекс «Невская Ратуша», Санкт-Петербург
  • 70 ee. KOKO. Реновация зернохранилища в квартале Ротерманни, Таллин
  • 75 ru. Анастасия Лаптёнок. Интервью с Яной Голубевой, MLA+, Санкт-Петербург
  • 79 Альтернативы
  • 80 ee. «На Земле наступит золотой век». Интервью с Виленом Кюннапу
  • 84 Степан Липгарт. Скрябину. Op. 71, № 1
  • 89 Алексей Левчук. Настоящая современная архитектура
  • 91 ru. Алексей Левчук. Постлюди на постдеревьях. Проект трансгуманистического города
  • 94 Петербург как образ будущего. Интервью с Михаилом Филипповым
  • 102 lt. Линас Тулейкис, Кястутис Вайкшнорас, Паулюс Вайтекунас. Проект Optimisto namas
  • 105 Дискуссия
  • 106 Адольф Лоос. О бедном богатом человеке
  • 109 Человек burned out. Второй Диспут Диогена: «Житель будущего»
  • 113 Конкурсы
  • 114 ee. «Реметаболизация Пальяссааре». Конкурс коцепций Таллинской архитектурной биеннале – 2017
  • 120 ru. Данил Овчаренко. «Призрак ансамбля. Итоги конкурса «Петербургский стиль XXI века»
  • 126 ru.Марина Никифорова. «Код леса»: как построить добрососедство
  • 131 Лаборатория дизайна
  • Архитектурные объекты малого масштаба студий ALA, Kadarik Tuur Arhitektid, Федора Опарина и Ильи Кулика, NRJA, DO ARCHITECTS
  • 151 Технология и дизайн
  • 166 Каталог
Издательство:
Балтикум
Год:
2017

Также рекомендуем: