Пора как актуальное время может быть датирована в календаре,
который в свою очередь возникает и строится на базе природного
(астрономического, метеорологического) и социального (исторического)
события. Равномерность и бесконечность линейного (стандартизованного)
времени обеспечена негативно необозримостью события мира.
Противопоставление событийного (сущностного) и официального времени
оказывается вторичным. Их взаимная обусловленность выявляется в ходе
анализа базового для европейской мысли о времени аристотелевского
трактата о нем в "Физике". Необратимость времени не тождественна
однонаправленности его движения, не исключает его простирания "в обе
стороны" и онтологически фундирована сущностно априорным (ранним,
безусловно опережающим) характером события мира. Существующие меры
времени, их выбор и модернизация в конечном счете обусловлены мерой и
способом человеческой захваченности этим событием. Отождествление
момента теперь и точки (Аристотель, Николай Кузанский, Гегель) указывает
на акт сосредоточения (собранности бытия) как их общую основу. Всякое
историческое предприятие (реформа, реставрация, революция в исходном
смысле возвращения) есть в своей сути наверстывание упущенного. Реформы,
предпринятые Петром Великим, могут быть увидены как попытка ускользнуть
от времени способом молниеносного усилия. Пушкинская "История Петра
Великого" и его поэма "Медный Всадник" рассмотрены как поэтическое и
философское прозрение в сущность русского исторического бытия.
Пушкинская мысль продолжена в наше время О. Мандельштамом, Анной
Ахматовой и Ольгой Седаковой.