Монография посвящена принципам медленного чтения как
искусству толкования текстов и как искусству постижения языков культуры,
традициям чтения, формировавшим культурное самосознание человечества на
протяжении многих столетий. В центре внимания непосредственная практика чтения
как толкования текста, вопросы теории и методологии. Особое внимание уделено
истории медленного чтения (исторической реконструкции методов и принципов), а
также традиции, как она интерпретируется современниками исторического процесса.
Отдельный предмет интереса коллектива авторов — самоопределение теории чтения
как важнейшего аспекта филологической работы в кругу влияния философских и
отчасти социологических дисциплин.
Один из акцентов труда — противоположение метода и искусства
медленного чтения, обозначенное в ХХ в. в русском литературоведении М. О.
Гершензоном, опиравшимся на традицию толкования сакральных текстов, и связанное
с этим понимание чтения как искусства «раскрытия видения поэта» (в
противоположность изучению «смены художественных форм», исторической поэтики).
В данном труде впервые осуществлено масштабное исследование
принципов медленного чтения: традиция, история, теоретическая разработка,
методологические споры, эволюция, социология медленного чтения.
Книга адресована студентам, аспирантам, преподавателям вузов, специалистам в области филологии, философии, истории и всем интересующимся развитием гуманитарного знания.