Интернет-магазин +7 (931) 252-92-60

Неприкосновенный запас. №1 (81)

144 Р
8288
Нет в наличии

"Утопия", "политическая прагматика" и "социальная стигма" - эти, казалось бы, не связанные между собой понятия обсуждаются в разных контекстах в 81-м номере "Неприкосновенного запаса". На самом же деле, они связаны, причем не столь глубинными соответствиями - "политическая прагматика" расцветает на обломках "утопий", а "социальные стигмы" могут нести в себе следы как экс-утопического, так и вечно живого политического происхождения.

В этом смысле, самый громкий материал свежего выпуска - отклик Нади Плунгян на книгу известной журналистки Маши Гессен о математике Григории Перельмане. В этом тексте анализ социальной стигмы "аутизма" проводится в историческом контексте краха высокой утопии "советской науки" ("советской математики"); мотивы же, заставившие Гессен написать биографию ученого, автор отклика представляет в прагматическом свете. Статья "История одной дискредитации" - полемическая; ее публикация на сайте нашего издательства вызвала бурю эмоций, в том числе и самой Маши Гессен. Мы думаем, дискуссия продолжится - в том числе, на страницах "НЗ".

"Политическая прагматика" vs. политические принципы - сквозная тема нескольких рубрик этого номера. В "Культуре политики" опубликована статья шотландского политолога, специалиста по России Камерона Росса "Партии в российских регионах: вымирающий вид?" (своего рода краткий экскурс в историю вопроса за последние почти двадцать лет) и текст Александра Кынева "Региональные реформы Путина при президенте Медведева: централизация продолжается", название которого говорит само за себя (это мини-исследование особенно актуально в свете только что объявленного смягчения региональной политики Кремля). Сюда же примыкает рубрика "Comparative Studies". Так, редактор "НЗ" Андрей Захаров пишет о сходствах и различиях опыта федерализма в России и Малайзии; политический же проект "бразильская нация" - тема исторического очерка Елены Павловой (очень любопытно посмотреть на эту тему с точки зрения сочетания "утопии" и "прагматики").

Другая важная тема номера - историческая. Австралийский историк Джудит Кин пишет о русских эмигрантах "первой волны", которые - в силу понятного политического отвращения к "красным" - сражались на стороне Франко во время гражданской войны в Испании (тема тоже исключительно интересная как смесь прагматики и утопизма). Павел Полян дает историко-географический очерк Причерноморья, но только в особом контексте - как арены депортаций и геноцида (армян, евреев, греков-понтийцев и многих других).

К исторической теме номера примыкает раздел "Политика культуры". Прагматика пропаганды и утопия идеологии, ради которой эта пропаганда ведется - вкупе с собственно художественным анализом - тема совместного исследования Вадима Михайлина и Галины Беляевой "Политический плакат: рамки восприятия и воздействия". Текст заканчивается на рубеже сталинской и хрущевской эпох. "НЗ" намерен продолжить тему и в следующих выпусках проанализировать плакаты позднесоветского времени. О репрезентации советского прошлого в постсоветском кинематографе пишет Андрей Щербенок (""Я знаю, но все равно…": постсоветское кино и советское прошлое"), а Дмитрий Горин наводит фокус уже на постсоветское время - точнее, на то, как постсоветская реальность представляется в виде "телесного".

Неожиданной для такого издания, как "Неприкосновенный запас", является главная тема самого большого блока материалов, связанная с поп-музыкой как социальным инструментом и даже "орудием классовой борьбы". Этот раздел носит символичное название "Поп-музыка: конец Утопии?" и, во многом сконцентрирован вокруг книги британского архитектурного критика, эссеиста и публициста Оуэна Хэзерли "Uncommon", посвященной некоторым социальным аспектам творчества группы "Pulp". Здесь же представлены интервью Анны Асланян с Оуэном Хэзерли, эссе Кирилла Кобрина о сексе, рок-н-ролле и классовой войне. Поп-музыкальную тему продолжают Наталья Самутина ("Пластиковый остров Утопия. Мультимедийный проект "Gorillaz" и современная музыкальная культура"), немецкий культуролог Аннет Юбара о "русской стратегии" знаменитой группы "Rammstein" на российском культурной сцене (и о рецепции группы в России), а также рецензия Макса Данбара на "Uncommon" (в библиографическом разделе).

Как обычно, в этом номере "НЗ" - авторские рубрики Ильи Калинина ("Политэкономия повседневности"), Александра Кустарева ("Политическое воображаемое") и Алексея Левинсона ("Социологическая лирика"). Завершает выпуск традиционные "Обзор российских интеллектуальных журналов" (Вячеслав Морозов) и рецензионный раздел.

Год:
2012

Также рекомендуем: