СКУЛЬПТУРА: ПЕРСПЕКТИВЫ ЖАНРА
Когда речь заходит о современной скульптуре,
то, пожалуй, самое сложное – дать точное определение этому явлению.
Внутренние и внешние границы искусства и его жанров стираются, и
скульптура, с одной стороны, утратила монополию на свой главный атрибут –
трёхмерность, с другой – она уже далеко не всегда материальна. Здесь
соседствуют бронзовые монстры Зураба Церетели и протоптанная на холме
около мюнстерского озера тропинка Павла Альтамера. А где-то между ними –
фиберглассовые обманки Дуэйна Хэнсона, звуковая инсталляция Сюзанны
Филиптц, выгороженная в центре города тончайшей леской эфемерная «Зона»
Марка Уоллинджера, громоздкие конструкции Сальваторе Романо, которые
отражаются в прилагающемся к ним прудике.
Современная скульптура – это объекты, инсталляции, public art и...
скульптура. Столь широкий диапазон форматов объясняет, почему
произведения этого жанра сильно отличаются друг от друга концептуальным
содержанием, размером и предполагаемым местом дислокации: ярмарка,
музей, галерея, улица. Первоначальное наименование своей работе даёт сам
художник, а потом, со временем, классификацию «уточняют» зрители,
критики, молва.
Столица или провинциальный центр, современный город может принять в себя
любую скульптуру. Он эклектичен, культуры и эпохи в нём смешиваются и
актуализируются. Даже в старом центре, где сохранён или воссоздан
антураж предшествующих столетий и неоновые вывески или реклама пива
недопустимы, современная скульптура всё-таки может адаптироваться, хотя
бы и на контрасте. Как, например, абстрактная конструкция Роберта Смита в
парке Тюильри.
Попытка классификации скульптуры и public art – тема «Первого плана», а
непосредственный повод этого исследования – Skulptur Projekte в
Мюнстере. Начиная с 1977 года, в четырёх мюнстерских выставках
поучаствовали 175 мастеров современного искусства. Выборка в высшей
степени представительная. А для сближения западного и российского
контекстов мы вспомнили подмосковные фестивали АртКлязьма и АртПоле.